Техника - молодёжи 1973-09, страница 20

Техника - молодёжи 1973-09, страница 20

значит, при разведке непременно были допущены ошибки.

Найти ошибки помогает следствие из новой теории — закон примерно одинакового содержания тяжелого минерала в разведочных профилях вкрест простирания простой россыпи. Иначе говоря, данные опробования тоже можно проверить. Значительное расхождение в содержании минерала по соседним профилям должно сразу насторожить геолога.

А вот другая важная закономерность, установленная Н. Бондаренко.

К концу россыпи наряду с убыванием количества минерала уменьшается и его крупность. В самом конце остается лишь золотая пыль.

Эта закономерность указывает, в каком случае обрыв россыпи представляет собой естественное ее окончание, а в каком — ее потерю. Такое различение существенно. Ведь в природе чаще встречаются сложные или составные россыпи, питающиеся из нескольких рудных источников. Бондаренко учитывает сложность, рассматривая ее как линейную комбинацию простых россыпей.

Вначале положения новой теории вызвали резкую критику и даже не принимались всерьез. Точка зрения опытного геолога-практика была объявлена ненаучной. В рецензиях на вышедшую в 1957 году небольшую книжку Н. Бондаренко «Некоторые вопросы геологии россыпей» можно было прочитать: «Представления автора не имеют ничего общего с дей

ствительно протекающими в природе явлениями», «неправильные предпосылки породили ошибочные рекомендации, которые противоречат элементарным данным практики» и т. п. Однако в откликах не было недостатка, и уже одно это говорило за то, что автор затронул какое-то очень болезненное место в общепринятой теории.

А жизнь подтверждала справедливость представлений старого горняка. Один из приисков, обреченный на консервацию, после исследований и рекомендаций Н. Бондаренко увеличил добычу драгоценного металла на 60%, причем объем капиталовложений для ведения разведки остался неизменным. Золото было получено на полигонах, считавшихся непромышленными, пустыми!

Та же история повторилась, когда собирались закрыть другой прииск. Между тем золото здесь еще было, немало его оставалось в земле. Верные рекомендации вернули жизнь и прииску, и рабочему поселку.

Но вначале и это не убеждало критиков. Ведь бывает же так: драга перемоет пески уже выработанного прииска и даст еще столько же золота, сколько было добыто раньше. Возникла даже «теория», что золото будто бы переносится в растворенном виде чистейшей речной водой и снова по какой-то необъяснимой прихоти отлагается именно на месте промытых песков.

— Все очень просто, — говорит Н. Бондаренко, — металл остался не-

добытым из-за ошибок в разведке. Ошибки эти происходят сейчас, как и десятки лет назад, из-за неправильных представлений о строении россыпей. Теперь, -наверное, потребуется тщательная ревизия уже отработанных объектов...

Исследования Н. Бондаренко показали, что фактически все тяжелые россыпные минералы: платина, вольфрамит, танталит, руда олова — касситерит и другие — практически не' переносятся водным потоком вниз по течению. За этим убеждением автора открытия десятки лет работы в трескучие колымские морозы и знойное комариное лето. Бондаренко буквально «взорвал» старые, веками укоренившиеся представления о поведении тяжелых минералов в россыпях.

Долгие изыскания, сомнения, поиски, трудная борьба за признание, завершившаяся наконец победой, — все это укладывается в короткую формулу открытия: «Экспериментально установлена неизвестная ранее закономерность распределения минерала, образующего простую аллювиальную россыпь, состоящая в том, что по протяжению россыпи минерал практически не перемещается водным потокам и его количество в россыпи образует три непрерывные зоны: монотонного нарастания, максимума и монотонного спада».

Приоритет по открытию установлен по дате опубликования брошюры Н. Бондаренко, вышедшей в 1957 году.

О новом виде спорта и его техническом оснащении рассказывает Михаил ГОХБЕРГ — старший научный сотрудник Института физики АН СССР, мастер спорта по водным лыжам.

ЗМЕЙ-ДЕЛЬТАПЛАН

На рисунках изображена несложная конструкция, на которой можно полетать сначала с пологих горных склонов или с воды. Материал — дюралевые трубки марки Д16Т диаметром 35—40 мм с толщиной стенок 1 мм и плотная, нетянущаяся ткань типа «дакрон» с удельным весом 150 г/м2.

Раскройка паруса показана на рисунке. Шов — специальный, парусный, из капроновых ниток. Материал нужно накладывать так,

чтобы на внутренней «рабочей» поверхности не было швов, завернутых против направления движения. Все пазы для трубок и карманы для вкладок нашиваются с внешней стороны. Для прочности креплений в трубы запрессовываются деревянные иилиндры длиной 20—30 см.

Ручку следует сделать из труб диаметром 25—30 мм с толщиной стенок 2 мм. Она крепится к крылу с помощью переходника и растяжек из нетянущегося полипропиленового троса. Дельтаплан раскладной. Чтобы разобрать его, надо отвернуть болты рамы и один болт в ручке. Положение ручки регулируется изменением длины растяжек в зависимости от индивидуальных особенностей лыжника. Сиденье подвешивается к месту крепления ручки к крылу на такой высоте, чтобы в полетном положении ваши локти находились выше ручки на 10 — 15 см.

Все готово, но не торопитесь лететь.

Во-первых, летать надо учиться над водой. Для первых полетов крепите сиденье не к центру крыла, а подвешивайте к центру ручки. В этом случае дельтаплан устойчиво полетит на буксире, но потеряет способность (в интересах вашей же безопасносхи) управляться. Такие полеты хорошо освоены в нашей стране. На первых порах трос от катера крепится в трех местах дельтаплана — к центру крыла и к двум концам ручки так, чтобы боковые рас

тяжки троса составляли одну плоскость с нижними растяжками дельтаплана. Стартовав с воды на лыжах, вы идете на небольшой скорости (до 35 км 1ч), не поднимаясь в воздух.

Плавно увеличивая скорость, можно лететь на малой высоте, выравнивая небольшие крены перемещением тяжести тела на правую или левую руку. Освоив это упражнение, надо пересесть под центр крыла и, держась за ручку, управлять направлением полета.

Ёсли хотите перевести дельтаплан в набор высоты, выжмите ручку от себя, увеличив тем самым угол атаки крыла. Для снижения следует притянуть ручку к себе. Крен создается перенесением веса тела на правую или левую руку. Аналогичным образом управляют дельтапланом и в полете с гор. Научившись «пикировать», вы летите практически свободно. Трос провисает и уже не тянет дельтаплан, в любой момент можно отцепиться и, планируя, плавно снижаться до самой воды. Система отцепки представляет собой чеку,, которая выдергивается из трубки, куда вставлен буксировочный трос.

Для старта в горах выбирайте пологие открытые склоны. При разгоне, когда почувствуете, что дельтаплан вас уже держит, плавно меняйте угол атаки, выжимая ручку от себя.

Небольшой встречный ветер всегда помогает. Ни в коем случае не летайте, когда ветер дует в спину.

18