Техника - молодёжи 1987-03, страница 60

Техника - молодёжи 1987-03, страница 60

точке, отстоящей от нижнего конца на 1,3 м. К верхнему — топу — подвешивали трехкилограммовый груз. Если мачта сгибалась на 170 мм и более, домашний ОТК признавал конструкцию годной к эксплуатации.

На предприятиях Ленинграда, Феодосии, Таллина началось строительство первых серийных парусных досок типа «Свепп», «Мустанг», «Пагги». Увы, их было мало, и качество оставляло желать лучшего. Скажем, стеклопластиковый корпус «Свеппа» расслаивался при ударе, вследствие чего гигроскопичная пенопластовая «начинка» жадно впитывала воду. Доска тяжелела, теряла ход.

Несколько лучше в эксплуатации зарекомендовал себя «Мустанг». Его корпус, стыкуемый их трех полых секций, комплектовался разборными мачтой и гиком, что удобно при перевозке подобного комплекта в автомобиле или самолете. Однако не очень удачно спрофилированный нос лодки зарывался в волны. Скорость гасилась. Со временем расшатывались межсекционные шарниры, отчего нарушалась герметичность корпуса.

Сравнительно недавно парк парусных досок пополнился новым типом спортивных снарядов, названным «виндгляй-дерами» (от английского слова «гляйд» — глиссировать, планировать). По решению Международного олимпийского комитета в 1980 году он признан полноправным представителем олимпийского класса в парусном спорте. От рождения этого вида спорта до признания его олимпийским прошло всего десятилетие.

Широкий задранный нос виндгляй-дера легко выскакивает на гребень волны любого профиля. Причем обводы корпуса выполнены таким образом, что уже при скорости в 4—5 узлов (2,2—2,7 м/с) снаряд выходит на глиссирование, а при срыве с волны даже пролетает по воздуху. Чтобы, приводняясь, доска выдержала весьма мощные динамические удары, традиционные шпангоуты и стрингеры (напомним, что так называют поперечные и продольные ребра жесткости) были заменены сплошными слоями твердого пенопласта. Изготовленные порознь половинки корпуса после сушки в специальных печах склеивали. Затем, чтобы лучше выдержать «геометрию» заготовок, их помещали в металлические матрицы и нагнетали жидкий пенопласт. Он равномерно заполнял свободное пространство внутри скорлуп и полимеризо-вался, делая конструкцию прочной, монолитной и в то же время легкой, не тяжелее 20—22 кг.

Особые требования спортсмены предъявляют к парусам. Их ткут, как правило, из прочных синтетических нитей (речь идет о серийных изделиях). Чтобы поверхность таких полотнищ была воздухонепроницаемой и гладкой, их несколько раз прокатывают через горячие валы-каландры, при этом нити оплавляются и все неровности сглаживаются. А чтобы точнее выдержать размеры таких парусов, их раскраивают на лазерных станках-автоматах. Казалось бы, высокий научно-технический и технологический уровень производства виндгляйде-ров должен был оставить «за кормой»

ТЕХНИКА И СПОРТ

эскадры самоделок. Ничего подобного. До недавнего времени самоделки «на равных» с заводскими моделями участвовали в соревнованиях всесоюзного ранга. Но вот на вопрос, сможет ли и в дальнейшем домашняя технология конкурировать с промышленной,— утвердительно ответить, по-видимому, нельзя. И вот почему.

В конструкциях следующего поколения виндгляйдеров будут использоваться так называемые сверхвысокомодуль-ные волокна, созданные на основе бездефектных углеродных кристаллов толщиной 10"3 см, что позволяет добиться теоретически возможной прочности материала, определяемой силой атомных связей; пористые материалы, сотовые наполнители или сотопласты — выполненные из высокомодульных волокон, придающих необходимую жесткость и не-сминаемость корпусу; армированная высокопрочная пленка — майлар, сохраняющая свою форму в процессе эксплуатации. Стоимость их, правда, достаточно высока, но зато резко снижается вес снаряда при высочайшей прочности и жесткости его — качеств, от которых зависят скоростные и динамические характеристики парусной доски. Скажем, отдельные, так называемые прыжковые, снаряды благодаря внедрению подобных новинок «сбросили» вес с 20 до 6 кг и тем не менее легко выдерживают многократные перегрузки. Изготовлению и испытанию их, как правило, предшествуют сложные расчеты на ЭВМ, моделирование профилей обтекания в различных режимах скольжения, срывах потоков.

На 4-й странице обложки изображены наиболее перспективные, с точки зрения аэро- и гидродинамики, модели корпуса — доски и паруса.

На верхнем рисунке приведены три схемы обтекания воздушным потоком паруса традиционного типа (вверху) и с так называемым «карманом» (в н из у), когда практически полностью удается избежать завихрений воздуха, обтекающего парус как с внутренней, так и с наружной стороны. На среднем рисунке рассматривается промежуточный вариант, когда срыва потока нет только с внешней стороны.

По мнению гидродинамиков, традиционная выпуклая форма доски создает большое сопротивление при боковом сносе. В то же время при сильном ветре на определенных курсах доска становится очень сложна в управлении и может перевернуться.

Подобный недостаток отсутствует у досок с плоским днищем — они легко выходят на глиссирование, а смена галса осуществляется практически на месте. Для улучшения маневренности и предотвращения бокового сноса днищу придается более сложная форма (см. три нижних рисунка). Характер обтекания и возникающие при этом силы иллюстрируются схемами, построенными с помощью компьютера.

55

Что может быть лучше гонок на парусной доске в свежий ветер?

То взмывая на крутую волну, то стремительно срываясь с нее, спортсмен стремится удержать в своих руках ветер, упираясь ногами в узкую полоску доски.

Новый вид спорта как никакой другой близок к полетам на дельтапланах, ибо в сильный ветер большая часть веса спортсмена уравновешивается силой рвущегося из рук паруса. Здесь требуется такое же умение владеть своим телом, как и при скоростных спусках на горных лыжах.

«Что-то случилось с парусом».