Техника - молодёжи 1987-03, страница 62

Техника - молодёжи 1987-03, страница 62
Читая классиков
Поэты и... пистолеты

То, что подлинная поэзия неотделима от жизни в ее развитии и не чуждается прогресса в технике, подтверждают и строки, относящиеся к... личному огнестрельному оружию.

Например, А. С. Пушкин в сцене дуэли из «Евгения Онегина» совершенно точно описал кремнёвый пистолет, его заряжание: «В граненый ствол уходят пули... Вот порох струйкой сероватой... Гремит о шомпол молоток...» Это не только замечательные стихи, но прямо-таки наставление по стрелковому делу.

Спустя несколько десятилетий другой великий русский поэт, Н. А. Некрасов, в «Кому на Руси жить хорошо» допустил на первый взгляд парадоксальную фразу: «Он пистолетик выхватил, как сам такой же толстенький, и дуло шестиствольное на странников навел...» Да это же один из первых револьверов, в котором ствол еще не отделен от барабана!

Наступил век социально-экономических преобразований. И мы уже не удивляемся, встречая в стихотворных произведениях наименования образцов индивидуального стрелкового оружия. Вспомним чеканные строки В. В. Маяковского: «Ваше слово, товарищ маузер!» Или образное сравнение К. М. Симонова: «Курок парабеллума на суппорт станка».

Н. САХНОВСКИЙ,

капитан в отставке

г. Волхов

Реликвии
техники
Новые памятники старым машинам

Сообщаю о трех, на мой взгляд, очень интересных памятниках техники. Первый установлен в депо Новосибирск. Это мощный грузовой паровоз ФД 21-3000. Он поставлен на вечную стоянку по инициативе и силами комсомольцев и ветеранов войны и труда в честь 40-летия Великой Победы. На территории нашей страны локомотивы серии ФД установлены еще в девяти депо: Рыбное, Инская, Курган, Свердловск-Сортировочный, Гребенка, Москва-Сортировочная, Харьков, Верещагине и Тюмень.

Второй памятник — грузовой паровоз средней мощности Эм721-83. Он установлен на вечную стоянку в поселке имени Павлика Морозова Ленинградской области. Здесь в 1942 — 1943 годах проходила знаменитая Дорога жизни. Примечателен тот факт, что именно этот паровоз доставил в Ленинград с Большой земли первый состав с продовольствием сразу же после прорыва блокады, о чем свидетельствует надпись на его тендере. Еще долго после войны «эмочка» трудилась на разных железных дорогах. Паровозы серии «Э» установлены, в общей сложности, в двадцати пяти депо.

Третий памятник — пассажирский троллейбус МТБ-82Д. Эта машина многие годы служила основным городским троллейбусом. Вначале ее выпускал Московский машиностроительный

|о * £ го X

ч

W с;

х с

завод, ас 1951 года — завод имени Урицкого в городе Энгельсе. По элементам кузова МТБ-82Д был унифицирован с автобусами ЗИС-154, ЗИС-155 и трамваем МТБ-82. Троллейбус МТБ-82Д № 50 восстановлен киевлянами в 1985 году, когда отмечалось 50-летие открытия троллейбусного движения на.Украине. Интересная деталь: он станет первым в нашей стране троллейбусом, работающим на музейном маршруте.

Е. СЕВАСТЬЯНОВ, кинотехник

Киев

ЗИС-5 на постаменте

Летом 1942 года к аксайской переправе под натиском фашистских полчищ отходили части Красной Армии. Зенитчики стойко отражали налеты вражеской авиации, беспрерывно бомбившей переправу. Среди шедшей через Дон техники находилось тогда немало автомобилей ЗИС-5.

Трехтонный грузовик ЗИС-5 был прост, но очень удачен по конструкции. Производство различных его модификаций про

должалось тридцать лет — с 1933 по 1963 год. Автомобиль не требовал квалифицированного обслуживания и с первых дней войны стал одной из основных грузовых машин на фронте.

После эвакуации автозавода из Москвы его цехи стали работать в нескольких тыловых городах. В условиях нехватки материалов и оборудования они начали выпускать упрощенный вариант грузовика ЗИС-5В, который можно было узнать по деревянной кабине и угловатым крыльям. Однако автомобиль не утратил своих основных достоинств, прослужил до конца войны и вернулся к мирному труду.

В 1946 году в Москве прекратили выпуск ЗИС-5В, но еще не один год его продолжали выпускать на Уральском заводе в Ми-ассе под маркой УралЗИС-5В.

На сделанном мною рисунке — один из таких автомобилей, установленный на пьедестале в городе Аксае. Композицию дополняют стволы зенитных орудий. Это памятник воинам — участникам боев на аксайской переправе, сооруженный в канун 40-летия Победы.

П. ЧЕРНОВ, радиоинженер

Ростовская обл.

J~I (2bl3BQCTH.O(? миру не только великолепные научные открытия в области спек-О троскопии, фотохимии, открыв

шего цезий, рубидий, мышья-U3BCCTHOM корганические соединения, но и

множество важных изобретений — лабораторную горелку, названную его именем, угольно* ■ цинковый гальванический эле-

(ТЗОЛНЦЗ штрафов» мент, газовые анализаторы, фо-

■ ' тометр с масляным пятном, ледя-

Сведущему в истории науки ной калориметр... Гораздо мень-

человеку знакомо имя Роберта ше известно еще одно остроум-

Вильгельма Бунзена (1811— ное изобретение Бунзена — зна-

1899) — немецкого химика, ино- менитая «таблица штрафов», вы-

странного члена-корреспондента вешенная в его лаборатории на

Петербургской АН, подарившего- видном месте. Она гласила:

Тот, кто: Платит штраф в крейцерах:

Ведет опыты со зловонными газами не в вытяжном шкафу . 16

Оставляет открытым газовый кран..........12

Бросает в раковину бумаги и тряпки, которые могут засорить

спускные трубы................3

Не уменьшает пламя горелки, не используемой в данный момент в работе ................. 3

Не закрывает водопроводный кран.........3

Не запирает в шкаф казенную лабораторную посуду после

работы...................6

Оставляет приборы после опытов на столе.......6

Оставляет весы и гири на ночь на столе........ 12

«Таблица штрафов» сыграла немалую роль в наведении порядка среди студенческой вольницы: ведь таблица карала за любую

небрежность и расточительность, за создание опасных ситуаций в лаборатории, приучала работать в стесненных условиях рядом с многочисленными коллегами. По воспоминаниям современников,

строгие бунзеновские правила оборачивались тем, что на одежде и пальцах его учеников было куда меньше пятен и ожогов, чем у тех, кто работал в других лабораториях.

Проштрафившиеся студенты безропотно отдавали означенные в таблице крейцеры своему учителю. Они знали, что деньги эти пойдут на пополнение научной университетской библиотеки, на приобретение тетрадей, карандашей и лабораторной посуды. И не случайно все те, кто прошел выучку у Бунзена, впоследствии сами не уставали приучать своих подопечных к прилежности, бережливости и осмотрительности.

Остается добавить, что сам Бунзен пришел к пониманию необходимости соблюдать технику безопасности на основе горького опыта — проводя свою первую крупную работу, он при взрыве в лаборатории потерял глаз и тяжело отравился мышьяком.

Д. АРНАУДОВ, инженер

л