Техника - молодёжи 1974-03, страница 54

Техника - молодёжи 1974-03, страница 54

более тонкие и более чувствительные биологические объекты — живые клетки почек обезьян.

Дробленую ткань почек обрабатывали трипсином — веществом, разрушающим межклеточные связи, из-за чего каждая живая клетка становится свободной и самостоятельной. Затем такие клетки помещали в питательные среды, приготовленные на «южной» и «северной» воде.

Оказалось, что трипсин, приготовленный на омагничениой воде, активнее обычного, а «омагничениые» питательные среды гораздо благоприятнее для роста клеток. Но самое важное — опытные клетки способны к более длительному существованию по сравнению с контрольными культурами.

Теперь уже в дальнейших экспериментах можно было ставить конкретные задачи, а именно: а) какова максимальная продолжительнвсть жизни клеток в питательных средах иа омагничениой воде; б) есть ли разница между влиянием «южиой» и «северной» воды; в) продлевая жизнь клеток, не вызывает ли омагниченная вода одновременно нежелательных или вредных изменений или нарушений в них.

Для опытов использовался тот же магнит, и вода подвергалась той же семикратной обработке.

На этот раз была изучена тысяча культур. На поставленные иопросы мы получили вполне определенные ответы. Культуры клеток, которые выращивались на питательных средах, приготовленных на «слабой» (100 эрстед) «южной» и «северной» воде, просуществовали 5—6 месяцев, а контрольные, как обычно, 1— 1,5 месяца. И даже по прошествии полугода опытные культуры обладали еще большой жизнеспособностью. Гистологическое и гистохимическое изучение не обнаружило в них никаких повреждений или отклонений от нормы.

А питательные среды, приготовленные на «сильной» (610 эрстед) омагничениой воде, особенно на «северной», оказались менее благоприятными для роста клеток.

Были установлены и другие важные в биологическом отношении факты. Например, если в первые 14—20 дней клетки выращивались на омагиичен-ных средах, а затем такая среда менялась на обычную, то и в таком случае культуры клеток существовали 5—6 месяцев. Однако, когда клетки, выросшие на обычной питательной

среде, переводились на ©магниченную, это не приводило к продлению их жизни, и они погибали в те же сроки, что и контрольные культуры. Подобные опыты периодически проводятся и сейчас.

Коротко расскажу еще об одном эксперименте, проведенном кандидатом биологических наук В. Шарами-да в Херсонском сельскохозяйственном институте. Через сутки после закладки в инкубатор 150 куриных яиц на короткое время, 1—1,5 мин., были помещены (в соответствующих условиях) в «северную» воду, а другие 150 — в «южную», а затем инкубированы на полный срок. И что же? В первой партии выводимость цыплят оказалась на 10% выше, а во второй несколько ниже, чем в контроле.

Опыты, проведенные (в 1970— 1971 годах) в Московском индустриальном техникуме под руководством председателя предметной комиссии О. Казаковой, к биологическим не имеют никакого отношения. Но от этого они становятся лишь интереснее. Так вот, цементный раствор, замешенный на «северной» воде, оказался гораздо прочнее раствора, приготовленного на обычной и «южной» воде. Для примера в заголовке этой статьи приведен один из полученных графиков. Заодно упомяну о весьма странном факте, выясненном научным сотрудником из Ленинграда В. Андреевым в 1965 году. Электросопротивление «северной» воды 4200 ом, «южной» — 6500 ом, тогда как у нормальной оно равно 100 тысячам ом.

Но вернемся к биологическим экспериментам. С 1972 года под руководством видного советского биофизика К. Тринчера ведется большая серия опытов, в которых в качестве индикатора физических свойств «южной» и «северной» воды используется гемолиз эритроцитов крови в изотоническом (регулирующем) щелочном растворе. Опыты показали, что во многих случаях набухание эритроцитов и разрыв их оболочек в «южной» воде происходит быстрее, чем в обычной и «северной» воде. Разработанный Тринчером метод хорош тем, что каждый эксперимент заканчивается в течение 5—7 час. и дает возможность накопить значительный статистический материал.

На основании всех этих фактов можно полагать, что униполярная магнитная обработка воды окажется весьма перспективной в исследовательской работе, а затем и в практике.

-j

Доклад № 48

Бесшумный аэродром

Семен ЗЕЛЬМАНОВ, старший преподаватель Комсомольского-на-Амуре политехнического института

«Дорогой друг! Только что вернулся в Ленинград из Хабаровска, где решал известные тебе вопросы. Там впервые ознакомился на практике с системой ДВПР (движущаяся взлетная полоса — ракета). Знаешь, это ведь просто здорово! Вилет я купил в киоске на станции Нарвская. Там же сел в метро и доехал до П. за каких-то 10 минут. Здесь довольно своеобразный перрон: с одной стороны поезд метрополитена, а с другой — фюзеляж самолета. Тут же контролер проверил билет, и я вошел в салон лайнера. Ни тебе взвешивания багажа, ни стюардессы в мини и, по-моему, никакого экипажа. Жутковато, но все ведут себя спокойно. Только пассажиры расселись по местам, двери салона задвинулись, и перрон и электричка метро мгновенно исчезли где-то позади — самолет плавно и бесшумно помчался на платформе. Я не видел эстакады, по которой разгонялась платформа на воздушной подушке, и потому казалось, что мы уже летим, бесшумно и плавно, как во сне. Да и наяву через минуту или менее того самолет начал действительно бесшумно подниматься, оставляя под собой дачные поселки, которые вскоре скрылись за низкими облаками. Только тогда заревели ракетные ускорители. Спину было вдавило в сиденье, но тут же пол вместе с креслами подался назад, снижая нагрузку. Не успел я иронически подумать о рекламе ДВПР — «Сутки шумным поездом — полчаса тихим самолетом», как рев смолк. В полном безмолвии за иллюминатором на фоне темно-синего неба зажглись звез-

НИМ:

ДОКЛАДЫ ЛАБОРАТОРИИ „ИНВЕРСОР"

61