Техника - молодёжи 1974-04, страница 24

Техника - молодёжи 1974-04, страница 24

рядоченно. А в холодном прокате, структура которого закрепляется последующим отжигом, они выстраиваются как по ранжиру, образуя так называемую текстуру Госса. Чередуя холодный прокат с отжигом, можно развернуть все кубики вдоль направления прокатки. Точнее говоря — вдоль полученного листа или целого рулона трансформаторной стали.

Когда мы набираем сердечник из горячекатаных листов, сажаем на него катушку и включаем ток, значительная часть энергии уходит на намагничивание сердечника. Упрощенно так: чем сильнее отклонен кубик от направления магнитных силовых линий, тем больше энергии тратится на так называемые «ваттные потери». А меньше всего — если силовые линии направлены вдоль ребра кубика, что и наблюдается в трансформаторной стали холодной прокатки.

Если все существующие в стране старые трансформаторы заменить новыми, изготовленными из холоднокатаной стали, то ежегодно будет экономиться столько электроэнергии, сколько вырабатывает ее Волжская ГЭС имени В. И. Ленина.

Но это еще не все преимущества холоднокатаной стали. При той же мощности трансформатора сталь с лучшими индукционными свойствами позволяет уменьшить вес сердечника, размеры всего аппарата. За счет этого удастся экономить до 13—15% меди, до 25% самого трансформаторного листа.

65 КИЛОМЕТРОВ ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ

С новым цехом холодной прокатки знакомил меня Юра Шала-шов, начальник комсомольского штаба стройки. Он, как заправский гид, «высыпал» такие цифры и факты. Главный корпус: длина 996 м, ширина 254 м, в цехе действует 6 тыс. электродвигателей, общий путь металла по технологическому потоку 65 км. Юра выложил еще уйму общих технических сведений и затем перешел к делам комсомольским.

— В 1973, решающем году пятилетки здесь ежедневно работало до 15 тысяч человек, — говорил он. — Три генподрядные организации, без малого шестьдесят субподрядных. Вся область помогала. Формировали ударные отряды. Пятьсот человек приезжало каждый месяц только по линии обкома комсомола. И еще тысяча со свердловских предприятий. Это каждый день.

Мы вошли в главный корпус. У самого входа лежали рулоны, доставленные из Челябинска и Новолипецка. Это горячекатаная сталь толщиною 2,5 мм. Ее-то путем серии операций превратят в холоднокатаный текстурован-ный лист «толщиною» в 0,35 мм.

Четырехклетьевой стан цеха холодной прокатки — мощное сооружение. В нем одна за другой установлены 4 пары валков, постепенно сплющивающие полосу до 0,8 мм. Усилие, которое она испытывает в очагах деформации (проще говоря, под валками), достигает 2 тыс. т.

Это сложная машина. Представьте: исходный рулон надели на болванку, конец протянули между валками, и теперь с другой стороны агрегата истонченная полоса снова сворачивается в рулон. Тут должна быть полная согласованность со скоростями вращения всех валков — сталь-то ведь чем дальше, тем тоньше. Потому каждая последующая пара валков должна вращаться быстрее предыдущей. Электронная система управления стана «распоряжается» энергией в 30 тыс. квт — такова общая мощность всех двигателей

После первой холодной прокатки мелкие зерна расплющиваются, наподобие слоев теста в пирожном «наполеон». И хотя слои эти вытянуты в одном направлении, в зернах металла еще нет упорядоченной кристаллической решетки. Там много смещений, искажений, межатомных пустот, осколков и т. д. Это начало долгого пути.

После четырехклетьевого стана рулон попадает на подготовительный агрегат. Это необходимая операция, ибо в процессе прокатки возможны разрывы полосы, различные «дырки», гофрированные участки и т. д. На агрегате подготовки полосы все поврежденные участки вырежут, а исправные куски рулона приварят друг к другу. Тут, однако, есть тонкость...

— Понимаете, — объяснил мне начальник прокатного отделения И. Лаптев, — мы здесь применяем особую сварку — внахлест с раздавливанием шва. Иначе в следующем этапе прокатки на 20-валковом реверсионном стане пришлось бы запускать отдельные куски.

Но еще до поступления в этот многовалковый стан рулон проходит рекристаллизационный отжиг.

«При известных температурах в деформированных зернах возникают новые зерна с недеформи-рованной (неискаженной) кристаллической решеткой. Так как

при этом происходит как бы вновь возникающий процесс кристаллизации, то его называют рекристаллизацией». Выписка, сделанная мною из вузовского учебника по металловедению, объясняет суть этой и последующих операций отжига. Их конечная цель — создать возможно более крупную и ровную текстуру Госса.

После выхода из печи полосу режут на куски, сворачивают в рулоны, которые и подают на 20-валковый стан. Принцип действия этой машины, созданной на заводах «Шкода» в ЧССР, таков: рулон раскатывают влево-вправо, пока не доведут до нужной «тонь-шины» — примерно 0,35 мм. Сталь при этом напряжена, натянута с большим усилием. Рабочих валков в этом стане всего два, они небольшого диаметра, не то что на четырехклетьевом. Но чтобы исключить деформацию, их со всех сторон подпирает множество опорных валков, на которые, в свою очередь, давят свои опорные валки. Благодаря такой многоступенчатости достигается повышенная точность проката.

Следующий этап — обезуглероживающий отжиг.

Агрегат для этой операции — А00 — весьма сложен. Очистительные ванны, разрезные и сварные агрегаты, 200-метровой длины печь с камерами быстрого нагрева, выдержки, охлаждений. А главная функция А00 ясна из названия. Стальная лента здесь, можно сказать, облагораживается. И еще на нее наносят термостойкое покрытие, чтобы не спеклась после того, как ее направят в кол-паковую печь.

Печей таких десятки. Под тяжелыми крышками — колпаками в них идет высокотемпературный отжиг рулонов.

Охлажденный после колпаковой печи рулон проходит еще серию операций: обрезку кромок, очистку от избытка вещества покрытия.

Так мы прошли с Юрой Шала-шовым путь, далеко, однако, не равный 65 км, которые проходит трансформаторный лист по технологической линии.

Мы видели лишь, как работают главные агрегаты. Но этого достаточно, чтобы в общих чертах понять смысл и грандиозность подходящей к концу ударной комсомольской стройки. Впрочем, действующий цех тоже комсомольский. Средний возраст рабочих и инженеров 26 лет. Они, мы уверены, не уронят чести древней заводской марки.

Михаил РОГИНСКИЙ, наш спецкор

22