Техника - молодёжи 1974-06, страница 58

Техника - молодёжи 1974-06, страница 58
Удостоены
премии
Калинги

Уважаемая редакция!

Недавно в одном из журналов мне попалось сообщение об очередном присуждении премии Калинги за популяризацию науки. Было бы интересно узнать, что это за премия и какие авторы ею отмечены.

В. Панов, агроном, Одесская обл.

Премия Калинги учреждена в 1951 году и присуждается ежегодно международным жюри, назначаемым ЮНЕСКО — Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Премиальный фонд основал индийский промышленник, член законодательной ассамблеи штата Орисса Б. Патнайк. Однако само название премии уводит нас далеко в глубь истории.

Около 260 года до н. э. могущественный император Ашока присоединил к своим обширным владениям еще одно независимое индийское государство — Калинга. Но когда властитель увидел, сколько жертв и бедствий принес его триумф завоевателя, он был потрясен и поклялся никогда больше не вести войн. Сохранилось много высеченных на колоннах и скалах указов Ашоки. Они говорят о его деятельности, направленной на просвещение народа. Воздавая должное втим идеям, премию за популяризацию науки назвали в честь государства Калинги.

Впервые премия была присуждена в 1952 году известному французскому физику Луи де Бройлю. С того времени лауреатами стали 22 автора. В нашем обзоре мы упомянем только тех, чьи книги появились в русском переводе (см. список). Итак, поговорим о книгах.

Если мы напомним вам афоризм «современная наука — дочь удивления и любопытства», резкие выпады про

тив попыток «подрезать крылья воображению», утверждение о том, что «Человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума», многие, вероятно, узнают «льва по когтям». Сборник статей Луи де Бройля «По тропам науки», откуда взяты эти высказывания, и ныне популярен среди советских читателей.

Отличительная черта автора — широта интересов. Его внимание привлекают фундаментальные принципы квантовой механики и изобретение кислородно-ацетиленовой горелки, теория элементарных частиц и осветительная техника, сверхвысокочастотные колебательные контуры и структура атомного ядра, цветное телевидение и уроки развития физической теории. Даже во время исторических экскурсов мысль Луи де Бройля живет духом науки сегодняшнего дня.

Самые значительные достижения французского ученого относятся к области квантовой механики. И потому юношеским энтузиазмом веет от его книги «Революция в физике». Нигде не впадая в дурной тон упрощенчества, автор дает исторический обзор физики XX века, излагает всю квантовую теорию без единой формулы! Стиль книги одновременно прозрачен и строг. Неудивительно, что Луи де Бройль — член французской Академии изящных искусств и почетный президент ассоциации писателей-уче-ных.

Джулиан Хаксли (в другой транскрипции — Гексли) -— один из крупных английских биологов, внук Томаса Гексли, называвшего себя «цепной собакой Дарвина». В отличие от своего деда Ааксли широкий специалист. Он генетик, эмбриолог, этнолог, автор работ по проблеме рака. Под пером ученого получают новое освещение темы, по которым высказывался еще его дед.

Популярная книга «Удивительный мир эволюции» при всей своей лаконичности знакомит читателя с основными понятиями классической гецети-ки, переходными стадиями на пути превращения обезьяны в человека, ролью мутаций и причинами появления многочисленных диких и домашних животных. Книгу Хаксли можно назвать самым первым «введением в биологию, подобно тому как «Слово о словах» советского писателя Л. Успенского называют общедоступным введением в языкознание.

Небольшая книжка в картинках «Язык животных», написанная совместно с Л. Кохом, посвящена старой проблеме: чем отличается язык животных от человеческого.

В 1928 году на русском языке была издана книга американского журналиста Вальдемара Кемпферта «История

великих изобретений», в которой живо представлено развитие техники XIX и начала XX века. Автор рассказывает, как появились на свет мартеновская печь, бесчелночный ткацкий станок, жатка, пульмановский вагон, метод вулканизации резины, паровой автомобиль, телеграф, фотография, звуковое кино, швейная машина Зингера и другие технические сенсации прошлого.

Другая малоизвестная широкому читателю книга написана видным английским математиком, философом и общественным деятелем Бертраном Расселом (совместно с биологом Джоном Холдейяом). Книга называется «Дедал и Икар» и снабжена подзаголовком «Будущее науки». Это спор двух ученых, избравших в качестве развернутых метафор для своих рассуждений образы мифических изобретателей Дедала и Икара.. Книга интересна как одна из самых первых попыток предсказать пути развития науки в то время, когда «ученый едва приподнимал голову над рулем ведомого им автомобиля».

Серию молниеносных, неотразимых ударов по религиозному мировоззрению наносит Б. Рассел в своей блестящей лекцйи «Почему я не христианин». Отвечая на поставленный вопрос, ученый атакует религию сразу с нескольких позиций: гуманизма, нравственности, логики и естествознания.

Вот один из образцов его полемики.

«Приверженцы христианства

утверждают, что все в мире имеет причину; идя по причинной цепи все дальше вглубь, вы непременно должны прийти к первопричине, то есть богу... Признаюсь, когда я был еще молодым человеком и весьма серьезно ломал себе голову над этим вопросом, я долгое время принимал аргумент первопричины, пока однажды (мне было тогда 18 лет) не прочел «Автобиографию» Джона Милля, где наткнулся на следующее место: «Отец объяснил мне, что на вопрос: «Кто сотворил жизнь ?» — нельзя дать ответ, ибо это немедленно повлекло бы за собой новый вопрос: «А кто сотворил бога?»

Эта необычайно простая мысль убедила меня, что аргумент первопричины ложен... По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон — на черепахе; когда же индуса спрашивали: «А на чем держится черепаха? —г тот отвечал: «Давайте поговорим о чем-нибудь другом».

Б. Рассел глубоко убежден, что в наше время, когда наука необычайно усложнилась, особенно нужна широкая популяризация знаний. При вручении ему премии Калинги философ произнес яркую речь «Народы должны