Техника - молодёжи 1974-09, страница 60LION BATTIST* AIBIMI AKCH. HOKtNTINO. Я познакомился с работой В. Головина. Мысль, что в этюде апостола Варфоломея Леонардо да Винчи дал свой автопортрет, поначалу представляется крайне неожиданной. К тому же этот вывод сделан не искусствоведом. И тем не менее совокупность всех приведенных аргументов делает вывод автора достаточно обоснованным. В. ЛАЗАРЕВ, член-корреспондент АН СССР, заведующий кафедрой теории и истории искусств МГУ Сообщение В. Головина обсуждалось на заседании кафедры антропологии МГУ. Участники обсуждения пришли к заключению о серьезности и обоснованности выводов автора работы. Главные аргументы В. Головина основаны на поразительном взаимном сходстве 12—15 портретных зарисовок мужских лиц в анатомических записях Леонардо. Эти зарисовки как будто иллюстрируют черты какого-то среднего человека, «человека вообще», ио в то же время демонстрируют резко выраженные индивидуальные, неповторимые черты (выпяченная вперед нижняя губа, далеко не частое сочетание сильного выступления надбровных дуг с совершенно прямым лбом, подчеркнуто выступающий подбородок). В. Головин сделал вывод, что в этнх набросках Леонардо да Винчи почти машинально изображал самого себя. Замечательно, что то же лицо представлено в «Тайной вечере» у апостола Варфоломея. К тому же восстановленный облик находится в соответствии со старческим автопортретом художника, что подтверждено измерительными расчетами. Наконец, новый портрет гораздо больше отвечает нашему представлению о титанической мощи одного из величайших гениев человечества, чем лишь предположительно связанный с личностью. Леонардо благообразный профильный портрет (3). Я. РОГИНСКИЙ, доктор биологических наук, профессор МГУ Теперь можно с помощью компьютера воспроизводить разнообразные пластические деформации поверхностей тел. Поверхности, о которых идет речь, могут быть достаточно сложными. Таково, например, человеческое лицо. Сотрудники иэшего института продемонстрировали различные изменения лица Леонардо да Винчи: его улыбку, уничтожение морщин н приближение к его профилю в молодые годы. Эти изображения, которые можно видеть иа 4-й странице обложки, вошли в интересный фильм «Компьютер и загадка Леонардо» (автор сценария и режиссер Б. Загряжский). Предоставляем читателям судить, насколько похож «омоложенный» облик Леонардо на этюд Варфоломея к картине «Тайная вечеря». В. ФАИН, кандидат технических наук, сотрудник Института проблем передачи информации АН СССР л.-- У/ v. Ifl £Т4фгТ |