Техника - молодёжи 1974-09, страница 58изучением архивов. Примером тому служит другая загадка, связанная с каотиной «Тайная вечеря». Леонардо не раз встречайся с другим великаном мысли Возрождения — Леоном Баттистой Альберти, также человеком энциклопедических знаний, архитек тором, механиком и живописцем Знал Леонардо и о зачегном желании Альберти, выраженном в заключительных словах тоактята «Три книги о живописи» (143*) г.): «Я прошу только об одном в награду за свои труды пусть живописцы напишут мое лицо в своих Историях в доказательство того, что они мне признательны». Молодой Леонардо имел все основания быть признательным старому мьстеру, который 1ак щедро делился своим опытом. Где же, в .;акой истории, то есть исторической композиции, суме,1 он исполнить желание Альберти? Быть может, в «Тайной вечере»? И если так, то в чьем образе? Сопоставление древних текстов писазынает что апостолы ВарсЬоломей и Фома были братьями-близнецами Леонардо и Альберти тоже были родственны друг ДНУГУ> не п° рождению, а по универсальности, энци-клопедичности, новаторству. Но верно ли. что в образе святого Фомы изображен Альберти? Ведь лицо Фомы дано в три че1 верти, а все менали изображают Альбер1и только в профиль (19, 20) В 1550 году во Флоренции были одновременно изданы «Десять книг о зодчестзе» Альберти и «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари, где портреты Альберти даны не в профиль, а в три четверти (21, 22). Видимо, это две гравюры-копии с одного оригинала. Где же в 1550 году дгза разных гравера могли увидеть один и тот же подлинник портрета Альберти? Вазари сообщает «Во Флоренции, в доме Паллы Ру-челлаи, находится его автопортрет, который он сделал, глядя о зеркало». Этот автопортрет и был оригиналом для копий двух гра ,ерсв Вероятно, видел е. о и Леонардо Ведь когда в 1472 году из Рчма пришло изчестие о смерти Альберти, Леонардо жил во Флоренции. Время не пощ-здило де алей лица святого Фомы. Но есть его копия, сделанная Ьельтраффир, учеником Леонардо, «человеком очень опытным и . щатегьным», по свидетельству Вазари. Есть также копия, выполненная Оджоне, также учеником Леонардо (23, 24). И если повернуть на 180° лицо Альберти на двух гравюрах, добавить к нему бороду (25, 26) и сравнить с этими копиями, то станет ясно, что Леонардо выполнил просьбу Альбер1и, нарисовав его 6 своей картине с поднятым указательным пальцем правой руки. Так Рафаэль впоследствии изобразил самого Леонардо во фреске «Афинская школа» (27). Могут возразить, что Леонардо скорее всего должен был изобразить не Альберти, а своего учителя Веррокио Однако у Веррокио бь.л и другой ученик, Пьет-ро Перуджино. Оч, по слоьам Вазари, к 1^95 году создал картину, где «было немало портр^тоь с нетуры, в том числе голове Андрее Веррокио, его учителя» Чтобы прийти к окончательному выводу, снова на/>о воспользоваться методами антропопогической реконструкции Так назыьаемый метод Гальтона суммированием сходных портретов позволяет получить такое изображение, на котором второстепенные детали выходят не резкими, а расплывчатыми. Сложив по методу Гальтона две разные копии лица Фомы, я полу чил новый портрет (см 4 ю страницу обложки, фото внизу)- Анализ показывает, что полученное лицо наиболее близко к nopiperaM, запечатлевшим Альберти. В раскрытии и этой загадки свое слово впоследствии смогут сказать математики, которые продолжают совершенствовать метод пластической деформации объемных изображений. / • •• •••• • •• •• S* т А, ш т ал Л. ш л. т • I • •••<
|