Техника - молодёжи 1974-09, страница 55На экранах кинотеатров с большим успехом .идет кинокартина «Компьютер и загадка Леонардо», созданная на Кие '«-ной студии научно-популярных фильмов сценаристом и режиссером Борисом Загряжским. «Лен ■ та нан будто о новейшей технике, а в действительности о Сезграничной энергии и силе познающего ума, о творческом человеке, чьим гением, _юлей, тоудом рождены электронные роооты» — тан писала газета «Правда» оЬ этом фильме, удостоенном первой премии на VII Всесоюзном кинофестивале 1974 года в Баку. История поиснов, о которых рассказывает в св >ей статье В. Головин, послужила основой для одной из композиционных линий кинокартины, переполненной показом компьютерных «чудес». В начест >q иллюстраций н статье частично использо-аны кадры из фильма, за что мы приносим искреннюю благодарность Б. Загряжсному. Как выглядел в расцвете творческих сил Леонардо д? Винчи — гений, который и сегодня для многих остается идеалом? Тщетно искать ответ на вопрос в трактатах и монографиях искусствоведов. Но ведь не всегда же великий художник был печальным стаоцем с волнистой бородой (рис. 1 на стр. 54)? Впрочем, даже это изображение не считается полностью достоверным. В «Истории физики» М. Льоцци под этим рисунком есть подпись «Ачтопортрет Леонардо да Винчи (предположительно) '(ранится в Турине». Слочо «предположительно» поставлено не зря- рисунок никем не заверен Был ли великий гений таким, каким изобразил его неизвестный художник тех лет: безбровым, спиря-леусым, бесстрастным и благообоазным (рис. 3)? Можно ли верить в подпись, что это Леонардо? Если анализировать каждый портрет в отдельности, нет почти никакой надежды дать однозначные ответы на поставленные вопросы. Но есть r.pyi ой путь выявить все возможные автопортреты Леонардо и сра !-нить их между собой, пользуясь ныне хорошо разработанными приемами антропологической реконструкции Наконец, на .юмощн приходит изумительное достижение XX века — электронно-вычислительные машины, или компьютеры. Советские мьгема.ики предложили метод пластической деформации изображений, причем постепенно изменяема^ поверхность i рафиче-ски воспроизводится печатающим устройством ЭВМ Специалисты по вычислительной технике, вторгнувшись в область изобразительного искусства, уже сегодня близки к овладению мифическими способностями Мефистофеля, котооый мог вернуть пожилому человеку облик юноши. Итак, какие же рисунки можно считать автопортретами Леонардо? Художники эпохи Возрождения с их усиленным интересом к личности человека не так уж редко рисовали себя на картинах и подготовительных эскизах к ним. Боттичелли, например, в картине «Покгонение волхвов» (1475 г.) изобразил членов семьи Медичи и самого себя. Считают, что и Леонардо в незаконченной композиции на ту же тему (1481 i ) также дал свой автопортрет (рис. 2). Годы с 1482-го по {498-й были самь.ми плодотворными в жизни художника- он лепил колосса — «Коня» высотой 7 м, создал свое величайшее живописное произведение площадью 31 кр м — «Тайную вечерю». Несколько лет нязал при сборе материалоч для книги о «Тайной вечере» у меня возникла мысль: а не изобразил ли Леонардо себя в одном из этюдов к этой картине (рис. 4)? Напомню именно с этого рисунка великий немецкий поэт Гёте начинает описание участников «Тайной вечери»: «...Святой Варфоломей, мужественный юноша, четкий профиль, сосредоточенное ясное лицо: верхнее веко и бровь слегка насуп-
|