Техника - молодёжи 1975-06, страница 11

Техника - молодёжи 1975-06, страница 11

Носмонавт Алексей Леонов подписывает обязательство горняцкой бригады Ганса Шмидта (на снимке — он слева от носмонавта), работающей на шахте имени Бернгарда Кенена (Мансфельдский район).

Ежегодно молодые горняки перевыполняют план на 5 процентов. В виде поощрения им и их семьям были предоставлены поездки в Советский Союз, они несколько раз бывали в гостях у Леонова. Когда же космонавт нанес ответный визит, газеты ГДР шутливо писали: «Наконец-то бригада Леонова в полном составе».

Нынешний год особый и для космонавта, и для бригады. Космонавт участвует в советско-американском космическом эксперименте, а бригада, чтобы оказать ему моральную поддержку, взяла на себя повышенные обязательства.

После беседы прошу показать шахту. Оказывается, это не простое дело. Надо пройти тщательную медицинскую проверку у врачей в шахтерской поликлинике, выслушать строгий инструктаж по технике безопасности, после чего облачиться в специальный горняцкий костюм и перекинуть через плечо шнур с фонарем и еще зачем-то наколенники, похожие на отреэки автомобильных шин. Вместе с Альбрехтом Зайль-копфом, 36-летним начальником шахты имени Бернгарда Кенена, подходим к лифту. Стальные двери захлопываются, и мы со скоростью 8 м/с падаем на 800-метровую глубину. Не буду описывать все наши блуждания по подземному лабирин

РОДен

ту. В общей сложности мы проделали 10 км в кромешной тьме, прорезываемой лучами наших фонарей.

Знакомство с технологией добычи сланца мы начали с конца. Сначала увидели, как вагонетки с рудой заталкиваются в подъемник и тот доставляет их наверх. Потом неоднократно встречали в туннелях составы из вагонеток, с грохотом проносящиеся мимо нас. После этого наблюдали загрузку состава транспортером. Наконец, направились вдоль конвейерной линии туда, где собственно, шла добыча. И тут-то я понял, для чего нужны наколенники. Мы закрепили их на ногах, встали на четвереньки и поползли, ибо транспортер уходил в штрек 80-сантиметровой высоты. Во время передышек Альбрехт объяснял, что толщина слоя сланца всего 20—30 см, и поэтому горняки стараются вынимать пустой породы как можно меньше. Через «стометровку на карачках» добираемся до забоя.

С жутким воем вгрызаются в породу знаменитые советские комбайны. Горняки работают и в лавах, оборудованных скреперным стругом. Машиной тоже советского производства.

Вот таким-то образом и добываются на шахте ежедневно 3700 т медистого сланца, что составляет 87 т чистой меди.

к сожалению, ограниченный размер статьи не позволяет рассказать о нашей поездке в Дрезден. О посещении величественного дворца в стиле барокко — дрезденского Цвин-гера, который называют «торжественным залом под открытым небом» (помимо знаменитой картинной галереи, спасенной советскими воинами, в его флигелях размещена уникальная коллекция физико-математического салона). Об осмотре всемирно известного музея транспорта, где собраны экипажи от конки до современного локомотива. О встрече в Техническом университете, занимающем площадь в 180 га, с директором одной из секций профессором Бертхольдом Кнауером, о знакомстве с его 25-летним ассистентом Хорстом Келером. Он совместно со студентами сконструировал пластмассовую, усиленную стекловолокном цистерну для перевозки жидких удобрений, разработал технологию ее изготовления. Сейчас эти емкости, которые на треть легче обычных металлических, серийно выпускаются на заводе в Штаакене. О беседе с сотрудниками Института физики, возглавляемого профессором Ман-фредом фон Арденне, лауреатом Национальной премии ГДР и Государственной премии СССР (см. о «ем «ТМ» № 10 за 1965 г., №4 за 1967 г.). Этот талантливый ученый отличается широким кругом интересов: от электронного микроскопа и циклотрона до ремней безопасности для автомобилистов, от пилюль-датчиков до электронно-лучевых печей. Такие печи поставляются в СССР.

Полный самых ярких впечатлений, насыщенный новой информацией, возвращаюсь в Берлин. «Неделя в ГДР» подошла к концу. А вечером мы с друзьями из «Югенд унд техник» отправляемся в Трептов-ларк, к монументу советского воина-освободителя. Освещенный мощными прожекторами, гордо стоит советский солдат-освободитель, прообразом которого скульптору Вучетичу послужил рядовой Иван Одарченко, ныне тамбовский рабочий. Два юбилея отмечал недавно народ ГДР: в прошлом году — 25-летие образования республики, в прошлом месяце — 30-летие освобождения от фашизма. Оба юбилея тесно взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга. Благодаря подвигу советских солдат стали возможными успехи ГДР — первого в истории немецкого народа государства рабочих и крестьян.

9