Техника - молодёжи 1975-07, страница 27

Техника - молодёжи 1975-07, страница 27

На реакторе Ф-1 так же, как на ранее пущенном циклотроне, было проведено облучение урана и получен плутоний, но уже в весовых количествах. Радиохимики Б. Курчатов и Г. Яковлев на опытной установке выделили кусочек плутония размером с булавочную головку. Теперь можно было более детально познакомиться со свойствами нового химического элемента.

Параллельно вели исследования в том же направлении и ленинградские радиохимики Радиевого института АН СССР. Эту группу ученых возглавлял академик В. Хлопин.

Деятельность всех научных коллективов быстро вступила в новую фазу. По заданию правительства составляется программа развития атомной промышленности. Проектные институты в короткий срок выдают проекты первых предприятий совершенно новой хозяйственной отрасли. Создаются мощные строительные организации, они развертывают широкий фронт работ по сооружению этих предприятий.

Вспоминаются жаркие дискуссии на научно-техническом совете, которым руководил Б. Ванников — человек, вложивший в решение атомной проблемы свой богатый инженерный опыт и яркий организаторский талант. Обсуждались варианты конструкции промышленного реактора большой мощности.

Много внимания уделялось выполнению отдельных узлов реактора и выбору материалов для них. Мы все осознавали высокую степень ответственности за правильное реи ние каждого технического вопроса. История выделила нам слишком короткий срок, чтобы доводить конструкцию после сооружения ее первых типов. Реакторы ■ должны были сразу начать действовать, действовать надежно и выдавать продукцию. Все, кто был причастен к этому делу — от руководителей до рабочих, трудились, как говорят, не за страх, а за совесть.

Одним из ответственных узлов реактора была система охлаждения. Трудность состояла в том, чтобы при прокачке химически хорошо очищенной воды не допустить отложений коррозии в кольцевых пространствах между урановыми блочками и стенками трубок. Засорение той или иной трубки вызвало бы перегрев урановых блочков, в которых шла цепная реакция. Нас сильно беспокоило, не подведет ли система охлаждения. Тогда решил! поставить приборы, контролирующие температуру и расход воды протекающей через каждый канал реактора. Довольно сложная аппа ратура теплового контроля была

построена и сослужила свою службу.

Несколько конструкторских групп, соревнуясь между собой, параллельно проектирсзали механизмы разгрузки облученных урановых блочков. В действующем реакторе осмотр и ремонт его невозможен — ведь он находится в зоне сильного облучения. Поэтому надо бь ю добиться абсолютной надежности этого устройства. Д 1 первого промышленного реактора изготовили сразу два типа разгрузочных м (а-низмов.

Столь же высс к» требе вния с точки зрения радиьционной безопасности предъя I пись ко всем аппаратам дл. переработки облученного урана и в. |дь >ния плутония. И эта с,.ожнейшая технологическая задача быль успешно решена.

Ы аши ученые и инженеры твори-'' ли, опир< п на теоретические знания в области ядерной физики, радиохимии и богатый инженерный опыт, накопленный в смежных отраслях техники. Bci основные конструкции про К рялись Hd МП. , 1ЛЯХ, испытыволись нескольких вариантах, из которых затем выбирался наилучший. За два года выросли основные соорум .они первого атомного предприятия

В 1948 году, период задеошения строительства ьтомного предприятия, на его площлдке почти неотлучно находились И. Кур^-тс Б. Ванников, А, 3i !Hi ин, А. Кемеровский. Мне такхе не р^з приходилось бывать на стройке, особенно в дни подготовки к пуску оеактора.

И снова Игорь Васильевич руководит пуском, на этот р<.з промышленного агрегата. Вот по его команде началась подача охлаждающей воды, медленно стали подниматься регулирующие стержни. Наконец, приборы показывеют: цепная реакция начались. Мощност рас т, вот она достигла прс <тной. Участники пуска торжествуют — сделан еще один шаг в решении атомной проблемы.

Достигнутый успех и последующее беспер' юйно» дейст <е промышленного реьктор« — следствие многих факторов. Hd3c у лишь самые гльвные: правильность теоретических предпосылок, глубокая продуманность конструкции, верный выбор технологических схем производства, высокое качество строительных и mohtj жнь.х р бот, наконец, своевременный подбор и обучение инженерно-технических кадров и обслуживающего персонала предприятия. Последнее особенно важно, ибо в любом новом деле успех, как известно, предопределяют люди. Кадры для первых предприятий атомной промышлен

ности мы подбирали в сложивших ся отр 1С ях хозяйства. Правительство и ЦК партии ок^зь ,1И нам в этом бол иую помог' Металлурги, химики, Мь.шинострс I тели, энергетики с энтузиазмом ом подевали новыми для них СП [ИЛЛЬНО-стями.

В м-j 1949 года меня командировали на друго< предприятие атомной промышг жности в качестве уполномоченного по пуску. Мне пришлоо прс сти на строительной площздке несколько месяцев. Дело в том, что многие институты и заводы нашей промышленности >1полняли заказы новой, быстро рьзвг— шейся отрасли.

I/ середине 1949 года наша страна р «полагала достаточным количеством делящихся мат< и.ш< , чтобы сделать атомную бомбу. Для ее исп гания в отдаленном районе оборудовали полигон, где pj3MecTH-лись лаборатории, жилье для персонала и об' кты, на кото| ых предстояло проверить действие атомного взр| за. В конце гвгуста на полигон npnt >1ла комиссии, i которую входили И. Курчатов, А. За >енягин и другие товарищи. Одним из членов комиссии был и я. В ночь с 28 на 29 августа мы прогерили готовность всех служб к пр i дению испытания. На рассв«лъ, около 5 часов утра 29 et-уста 1949 года первая советская атомная бомба была взорвана. Сила ее взрь =л оказалась равной или дож^ несколько большей силы с'зрыв>. атомных бомб, сброшенных американцами над Хиросимой и Нагасаки. Так удалось ликвидиролль монопольное положение США в этом виде оружия.

Для американских рук юдителой, раздувавших атомные страсти в своих политических целях, проведенное у нас испытание явилось полной неожиданностью, За океаном мало кто с:рил, что сс втекио ученые в короткий срок смсгут создать такое оружие для защиты своей страны. Пример тому — две статьи под общим названием «Когда Россия будет иметь атомную бомбу?», опубликованные в американском журнале «Лук» в 1948 году. На поставленный вопрос авторы давали ответ: не pa ie 1954 годн, да и то ценой невероятных усилий, ибо в Советском Союзе нет промышленности, которая могла бы изготовить комплекс сложного и очень точного оборудования, необходимого для решения проблемы.

Мы уже тогда, в момент появления статей, знали, насколько глубоко ошибались ам< гиканские авторы, как неверно оценили они научный и производственный по нциал нашей страны. Советскому Союзу для

25