Техника - молодёжи 1975-11, страница 22

Техника - молодёжи 1975-11, страница 22

Та же участь спустя два года постигла близнеца «Акрона» — «Ме-коня

Трагедия потрясла всех, кто мог оценить ее значение и последствия. Это была не просто гибель «Меко-на», а конец эры дирижаблей-авиа-носцев. Президент Ф, Рузвельт заявил. «В настоящее время не может быть и речи о том, чтобы просить конгресс об ассигнованиях на строительство нового дирижабля-авианосца. Целесообразнее вложить эти деньги в программу создания патрульного самолета дальнего радиуса действия». Гигантские размеры погибших дирижаблей вызвали и гигантские размеры катастроф. Президент потребовал, чтобы впредь длина авианосца не превышала 95 м, но такой дирижабль в соответствии с объективными законами техники уже не мог нести самолеты в качестве боевой нагрузки. На роль «авиаматки» теперь мог претендовать лишь сам аэроплан...

Летающий аэродром

Инициатором отечественных работ в этой области был авиаконструктор В. Вахмистров. В начале 30-х годов он предложил увеличить радиус действия истребителей И-4 за счет транспортировки их к району боевых действий на бомбардировщике ТБ-1. Такая комбинация самолетов получила у нас условное обозначение «самолет-звено». В зарубежной же литературе работа В. Вахмистрова обычно рассматривается как создание «паразитных истребителей». Обозначение, прямо скажем, неудачное, ибо истребители, входящие в состав «самолета-звена», отнюдь не служат мертвым грузом. При взлете и полете к месту воздушного старта моторы истребителей должны были работать на полную мощность. Это и придавало комбинации хорошие летно-технические характеристики. Чтобы к моменту старта истребители не сожгли свое горючее, они питались топливом из баков бомбардировщика.

В «самолете-эвене» несомые машины располагались на крыле бомбардировщика, по одному справа и слева. Каждый устанавливался на трех металлических фермах: две служили для крепления оси шасси и одна — для удержания хвоста истребителя в горизонтальном положении.

Первый полет «самолета-звена» состоялся в декабре 1931 года. Машины пилотировали летчики-испы-татели А. Залевский, В. Чкалов и

1 Подробный рассказ о гибели дирижаблей «Аирон» и «Меион» опубликован в М 11 «ТМ» за 1972 год.

22

освобождалась, стартовую позицию занимал любой из четырех истребителей, находящихся в ангаре.

Пуск самолетов происходил следующим образом. Истребитель подавали на трапецию и закрепляли на ней с помощью крюка. Створки Т-образного люка открывались, и трапеция опускалась вниз, выводя самолет в воздушный поток. Летчик запускал двигатель и, отделив самолет, начинал действовать самостоятельно. Воздушная «посадка» проходила в обратном порядке. Чтобы облегчить причаливание, которое, как было выявлено во всех предыдущих исследованиях, затрудняется турбулентными потоками, винтомоторные группы «Акрона» и «Меко-на» вынесли как можно дальше от трапеции.

В исследовательской программе ВМФ США внимание было уделено не только самим авианосцам, но и бортовым самолетам. Для операций с дирижаблями воздушными крюками оснастили 17 самолетов различного типа.

Дирижабль-авианосец «Акрон» поднялся в воздух в сентябре 1931 года, а 3 мая 1932 года лейтенант X. Янг на своем XF 9С-1 совершил первую воздушную «посадку». В течение последующих лет на «Акроне» провели большую программу исследований, выполнили несколько десятков воздушных стартов и посадок. Эксперименты прервались неожиданно и трагически. Вечером 3 апреля 1933 года «Акрон» вышел в море для проведения очередного этапа испытаний, лопал в непогоду и, не сумев выйти из нее, начал падать. Сброс балласта не спас положения, при ударе о воду дирижабль развалился.

па снимках сверху вниз:

«Звено* («Авиаматка*) В. Вахмистро-ва. На бомбардировщике-носителе ТБ-3 два истребителя И-16 (под крылом), два И-5 (на крыле) и один И-Z (под фюзеляжем). Яетчини Залевский (ТБ-3), Стефановский, Ника-шин, Алтынов, Супрун и Степан-чонои.

Комбинация летающей лодки-носителя «маио», созданной специально для роли авианосца, и гидроплана «Меркурий» (Англия, 1938).

Необычная комбинация бомбардировщика Б-29 и двух реактивных истребителей F-84, которые прикреплены к крылу носителя нонцами своих плосиостей.

Французская комбинация—самолет-носитель и экспериментальный «Ле-дюк» WF с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

Бортовой истребитель F-85 под причальной трапецией самолета-носителя (США, 1948).