Техника - молодёжи 1976-05, страница 46

Техника - молодёжи 1976-05, страница 46

звезды. Масса, разделенная на объем, дает среднюю плотность. Отношение давления к плотности позволяет рассчитать температуру внутри звезды. Светимость нагретого газового шара зависит от температуры и условий теплопередачи, которые, в свою очередь, определяются температурой и плотностью. Значит, разделив известную светимость на массу, можно определить количество энергии, которое в среднем должен вырабатывать каждый грамм вещества, чтобы компенсировать расход энергии и обеспечить длительное существование звезд.

— Когда я проанализировал полученные результаты, — рассказывает Николай Александрович, — оказалось, что температура в звездах ниже, чем это необходимо для термоядерных реакций, что в них вообще нет никаких источников энергии, а светимость зависит от массы и радиуса.

Звезда излучает так, как будто бы она остывает и никак не может остыть. Получается, что потеря энергии не ведет к перестройке звезды (она должна, остывая, сжиматься, а этого нет). Звезды просто живут и в силу процессов, которые идут там, дополнительно вырабатывают энергию, компенсирующую эти потери. Механизм свечения Солнца такой же, как звезды, и, по моим расчетам, температура внутри его слишком мала, чтобы оно могло быть термоядерным реактором, как полагает большинство астрономов.

Сделанные Н. Козыревым выводы подтверждают более поздние работы астрофизиков и у нас, и за рубежом

Интересный эксперимент провел американский ученый Р. Дэвис. Для изучения недр Солнца он использовал нейтринный телескоп. Название — телескоп — довольно условно: на глубине полутора тысяч метров в заброшенном золотом руднике был поставлен огромный бак с тетрахлорэтиленом. Толща скал защищает его от любых излучений, кроме нейтринного. Эта частица не имеет ни массы покоя, ни электрического заряда и летит со скоростью света, свободно проникая через любые препятствия (чтобы долететь до Земли, ей нужно всего 8 мин.). Но в некоторых случаях нейтрино взаимодействует с атомами хлора-37: пролетая сквозь жидкость, оно превращает их в атомы радиоактивного аргона-37. По появлению этого изотопа и можно установить, есть ли в излучении Солнца нейтрино. Если в недрах Солнца идет термоядерный синтез, то при этом обязательно выделяется нейтрино. Опыты продолжаются

более десяти лет, и до сих пор не было зарегистрировано ни одного нейтрино. И Дэвис пришел к твердому убеждению: температура внутри Солнца намного меньше, чем нужно для термоядерной реакции.

Правда, этот факт некоторые ученые, желающие спасти модель с ядерными реакциями, истолковывают следующим образом: Солнце — переменная звезда, термоядерные реакции в нем идут то бурно, то медленно Сейчас наше светило как бы затухает, поэтому реакции в недрах его идут медленно и доберутся до поверхности только через несколько миллионов лет. Вот тогда-то и появятся нейтрино.

Но в пользу Н. Козырева говорит открытие, сделанное в 1974 году астрофизиками Крымской обсерватории. Директор обсерватории Андрей Борисович Северный так оценивает эти результаты:

«Исследования астрономов нашей обсерватории .показали, что Солнце пульсирует с таким периодом, который исключает возможность плотного и горячего ядра, и поэтому вопреки утвердившемуся среди астрофизиков мнению не является ядерным реактором.

Наши последние работы по изучению Солнца и измерения механизма его пульсаций не противоречат расчетам Н. А. Козырева и Р. Дэви-са. Нами установлено, что температура Солнца — 6 млн. градусов, примерно то же получилось и в расчетах Николая Александровича, а период пульсаций — 2 ч 40 мин. Все это совершенно исключает наличие каких-либо термоядерных реакций внутри Солнца. Полученные нами данные и утверждения Козырева хорошо согласуются и дополняют друг друга».

Так что же действительно происходит в звездах? Источников энергии в них нет, они живут и излучают тепло и свет вопреки всем расчетам и предсказаниям. Откуда звезда черпает возможность бесконечно испускать энергию, не нарушая при этом закон сохранения энергии?

И Козырев отвечает:

— Отсутствие источников энергии показывает, что звезда живет не своими запасами, а за счет прихода энергии извне. Откуда же берется эта дополнительная энергия?

Звезды живут всюду, где есть пространство и время. Пространство пассивно, оно не может быть источником энергии. Это лишь арена, где разворачиваются события мира. А время? Где есть пространство, там есть и время. Что можно сказать о времени? Для нас время — понятие геометрическое: длительность, измеряемая часами. Но у времени могут быть и физические свойства, благодаря которым все процессы

природы происходят не только во времени, но и с его участием в них.

В мире все подчинено закону причин и следствий. Причина превращается в следствие в течение промежутка времени с определенной скоростью. Скорость — свойство физическое, а всякое физическое свойство активно. Значит, время может взаимодействовать с веществом, изменять его состояние, а следовательно, и его энергию.

Выходит, можно построить машину, которая из этого свойства времени будет извлекать энергию.

Такими машинами и являются звезды.

Всякая замкнутая система стремится к равновесию.

Система в равновесном состоянии не знает ни прошедшего, ни будущего, здесь не существует ни причин, ни следствий. Но жизнь в нашем обычном мире постоянно движется от прошлого к будущему, причины всегда порождают следствия и всегда отличаются друг от друга, иначе их нельзя было бы найти. Значит, в природе существует некоторая несимметричность, свойственная неравновесному состоянию.

Какова же роль времени в этом спектакле? Несимметричность, наблюдаемая в мире повсеместно, и есть проявление направленности или несимметричности самого времени.

Между причиной и следствием всегда остается какой-то, пусть самый ничтожный, промежуток — они не могут занимать одно и то же место. И вот в какой-то точке пространства в течение какого-то времени происходит таинственное превращение прошлого в будущее. Эта точка не принадлежит ни прошлому, ни будущему — здесь нет материальных тел. Здесь — только пространство и время. Через эту бездну переносится действие одного материального тела на другое. Не сама сила в виде импульса, а результат ее действия — дополнительная энергия — передается временем следствию.

Дальнейшие теоретические рассуждения позволили Н. А. Козыреву установить, что скорость превращения причины в следствие — течение или ход времени — величина универсальная и не зависит от свойств материальных тел. Поскольку у пространства нет преимущественного направления, но существует абсолютное различие правого от левого, то скорость хода времени определяется линейной скоростью поворота причины относительно следствия.

Чтобы выяснить характер взаимодействия различных свойств времени с материальными телами, Козырев поставил опыты, в результате которых выяснилось: конечная скорость

44