Техника - молодёжи 1976-09, страница 31

Техника - молодёжи 1976-09, страница 31

ШШ ЗОРКОЕ ОКО ПЛАНЕТЫ

Требуются великаны

Астрономы — г ер -, -мотряшие космического корабля по имени Земля. И то нг солько згляд их проникает в глубины космоса, з ib -ит от совершенств^ «подзорных груб» — бо. ьших сс ременных телескопов.

Впрочел , почему непременно больших7 Разве телескоп умеренной

еличины не может быть более «дальнобойным» и «зорким», чем инструмент великан? Как хорошо бы «остановиться, оглянуться», не идти дальше по тропе гиганте i в телесно ^строении — ведь путь этот и нелегок, и тернист...

Назначение большого телескопа — уловить очень слабый, невидимый другим инструментом сает из космоса. Так нельзя ли в погоне за чувствительностью инструмента попросту увеличить экспозицию затвора фотоаппарата и при том же лиаметре зерчола телескопа собрать как можно больше а :та? Увы, этот путь за-

одит и т/пик. Ведь ночное небо отнюдь не абсолютно черное, оно тоже светится, - хотя и очень слабо, и при слишком большой экспозиции спет его просто завуалирует фото1.лен.<у.

Где же 1:ыход? Доктор физико-матоматических наук П. Щеглов пишет- «Следующая мысль, которая появляется у астронома, желающего прочикнуть II глубины вселенной, такова нельзя ли увеличить фокусное расстояние телескопа таким образом. чтобы при данном ди 1метре его светосила уменьшилась (ведь ди а-фрагмируем же мы объектив нашего фотоаппарата, если пейзаж освещен слишком чрко!)? При этом фон неба начнет мешать при значительно больших экспозициях, и мь1 сможем обнаружить значительно более слабые. г._езды. Однахо, — продолжает ученый, — сильно увеличи|__itl фокусное расстояние нельзя, так как изображение згезды окажется размытым из-за атмосферных помех...

Что касается фона неба, естественно -озникает мысль: нельзя ли ради-кальнс уменьшить ег о, вынося телескоп на орбиту спутника Земли или Луну — соьременная техника в силах iro осуществить. Отает д^ют измерения фона свечения ночного неба, выполненные с поверхности Земли и с космических аппарато Теория и эксперимент говорят нам, чт при умен! шении фона ночного неба в 3 раза проницающая сила теле-

I

Н~ш специальный корреспондент инженс.

АЛЕКСАНДР ХАРЬКОВСКИЕ рассказ: ■ ет об уникальном тэо-рении человеческие рук — крупыейшам в мире телескопе БТА, созданном сс детскими учеными, инженерами, рабочими.

ског.а у„еличи1 ается лишь примерно в 1,7 раза. Поэтому набл-одать слабые объекты в ьидимой части спектра с орбитальных станций нецелесообразно. .» К тому же «забросить в космос» большие телескопы пока е'це (но только пока!) не удается.

И П. Щеглов делает вывод: «Теория и опыт работы на крупных телескопах показали, что реша'ощим фактором, определяющим эффективность телескопа при наблюдении предельно елгбых объектов, пляет«.я отношение диаметра зеркала телескопа к размеру дач аемого им изображения ьвезды. (Современный телескоп до/,же,, быть крупным — это не вызыьает сомнений: пяти- и шестиметровый калибр флагманов наземной оптической астрономии j t-ляется этому свидетельст jom...)». Итак, чтобы заглянуть за нынешние горизонты вселенной есть лишь один путь — наземные наблюдения с помощью очень больших зеркальных телескопов. И действительно, за последние 10—15 лет уступили г строй несколько крупных рефлек-ороь. которые по своему диаметру лишь в 1,2—1,5 раза меньше, чем самый крупный в мире инструмент на М„унт-Паломар А совет-кие телескопо-строители запроектиро 'али и соорудили 'БТА — Большой телескоп азимутальный, размеры которого про |ы-сили величину американского «экс-рекордсмена».

Рсждечие Большого азимутального

Зеркало — Луша рефлектора. Оно же и та «печка», от которой начинают «танцевать» конструкторы уникального телескопа. И первое, что приходится решать — каким ему

быть по-величиие? Точка отсчета — пять метров, диаметр отражателя паломарского инструмента. БТА, решили его создатели, должен быть больше своего гигантского предше-ctl-энника — ин1.че какой же прогресс?

Остановились на диаметра шесть метро1_. Величина немалая, если учесть, что эффективность, то есть прониклощая способность, рефлектора растет пропорционально кв iflpi-ту диаметра глазного зеркала, а трудность изгото! гении — пропорционально губу (самый большой наш зеркальный телескоп имел зеркало всего лишь 2,6 м). Приняли массивный, «инертный» тип параболического зеркала (- отличие от более легкого, паломарского). Такой отража-тель не «поведет», он не деформируется быстро при незначительном изменении температурит Но за это полезное качество приходится расплачиваться большим весом зеркала — 42 т, тяжестью, которую даже I нашем сознании трудно ув..-за.ь с микронной точностью такого инструмента, как телескоп.

Дело н том, что обычно телескопы монтируются по так назыгаемой экваториальной схеме — одна ось направлена на «полюс мира», то есть параллельна оси вращения Земли, другая ей перпендикулярна Так удобней ьести наблюдения. для слежения за избранной зиездой достаточно поворачивать телескоп вс-круг первой из двух осей.

Однако у этой системы ест0 и недостатки — один из них: телескоп жестко привязан к определенной местности, ведь его ось 1ращения образует с горизонтом угол, равный широте места обсср^тории.

Конструкторы Большого азимутального применили другой, более прогрессивный 1 данном случае принцип слежения за объектом — альт-ази-мутальный. Иными словами, одну оптическую ось телескопа они сделали вертикальной, другую — горизонтальной.

Разумеется, и в этой системе телескоп приходится повсраччвать от зенита до горизонта, то есть на 90 гра-дусои. Однако при этом получается ряд конструктивных преимуществ. Во-первых, телескоп становится «всеши-ротным» — его конструкция не зависит от широты места обсерв< тории. Во-иторых при альт-азимутальной монтировке гея нагрузка от тяжелой,

79