Техника - молодёжи 1976-08, страница 60чились иа разработку и добычу знаменитого «халибского», илн «амис-ского», железа. Чем же оно было знаменито? Сочинение о «Чудесных слухах», авторство которого приписывают великому Аристотелю, сообщает о ха-либском железе интересные подробности: «рассказывают о совершенно особом происхождении железа халибского и амнсского (г Амис находился между Сииопом и Трапезундом. — И. Т.-Е.). она образуется, по рассказам, нз песка, несомого реками; песок этот, по одним рассказам, просто промывают и плавят на огне, а по другим — образовавшийся от промывок осадок несколько раз еще промывают и потом плавят, прибавляя так называемый огнеупорный камень, коего миого в той стране; этот род железа гораздо лучше прочих, и если бы оно плавилось не в одной печн, то, кажется, 1нчем не отличалось бы от серебра. Только одно это железо, по рассказам очевидцев, не подвергается ржавчине, но добывается оно в незначительном количестве». А не идет ли в этом отрывке речь как раз о процессе получения чистого железа? Причем получали его ха-лнбы, судя по всему, из мелких железных, «самородных» крупиц и в очень небольших количествах. Но самородное железо крайне редко образуется и сохраняется в земной коре. Если ж оио объявилось на ранних этапах кристаллизации магмы в ультраосновных и основных породах (и прежде всего в базальтах, где доля железа достигает 10%), то обнаружить его можно в виде отдельных чешуек, зереи-граиул, проволочных форм или же губчатых масс и скоплений, достигающих веса нескольких тоии. Встречаются и крупные самородки. В таком железе, которое геологи называют теллурическим, различают два вида - - ферриты (с содержанием иикеля до 3%) и самородное никель-железо (аваруит, катаринит, октиббе-гит, джозефинит и др.) с содержанием никеля от 30 до 80%. Последнее иногда сияет серебряно-белым цветом, а твердость его по минералогической шкале колеблется от 4 до 5. Словом, самородное железо — металл весьма мягкий, хотя и сильно магнитный. Оно очень неустойчиво, легко переходит в гидроокиси железа и в чистом виде практически ие используется. Необходимо ввести в него соответствующие присадки, то есть на основе чистого железа получить сплав, чтобы он при определенной пропорции тех или ниых элементов стал н более «твердым», и коррозие-устойчивым. И вполне возможно, что со свойствами кавказских ферритов нли никель-железа халибов, открытыми более чем за тысячу лет до создания Делийского Лахта, могли познакомиться и индийцы. Или разыскать самородное железо в горах Индостана и научиться (под влиянием кавказских металлургов?) очищать его от ненужных примесей, вводить в него присадки, как это делали халибы, добавляя в амисское железо какой-то загадочный «огнеупорный камень». Кстати, может быть, минерал, содержащий фосфор? Связи между долиной Инда, Ираном н Закавказьем прослеживаются историками, археологами и лингвистами с глубокой древности. В период развитого железного века из Индии в Сузы ие единожды доставлялись материалы для строительства царских дворцов, индийские военные отряды, по свидетельству Геродота, принимали участие в походах Ксеркса. В вавилонских документах V века до н. э. говорится об индийских военных поселенцах в Ниппуре и его окрестностях: эламские глиняные таблички из Пересполя часто упоминают индийцев, ездивших с самыми различными поручениями из Индии в Иран и Месопотамию. И кто знает, не выведали ли индийцы тайну «белого» нержавеющего железа халибов еще в те времена? Но как доказать нашу гипотезу о чистом железе халибов? Первый способ: разыскать на Кавказе или в Закавказье феррит(ы или же иикель-железо. Ведь получали же откуда-то халибы «железоносный песок», несомый с гор реками! В нем-то как раз и содержались чешуйки и зерна-гра-нулы похожего на серебро, нержавеющего самородного железа. Конечно, археологическая находка какого-либо предмета из амисского, или халибского, железа была бы доказательством еще лучшим, чем скромные следы кавказского самородного железа, но ведь оно добывалось «в незначительном количестве»... Ко второму доказательству автор вынужден прибегнуть за неимением первого. У Аристотеля в «Чудесных слухах» можно прочесть: «Рассказывают, что моссииикская медь (мосси-ники — одно из малоазийско-колхид-скнх племен. — И. Т.-Е.) отличается ярким блеском и чрезвычайной белизной; к ией примешивается не олово, но особый сорт тамошней земли, которая плавится вместе с медью; говорят, что изобретатель такого сплава никому ие открыл своего секрета; поэтому старинные медные изделия этой страны отличаются превосходными качествами, а позднейшие их не имеют». В этом описании нетрудно увидеть знаменитую легкоплавкую кавказ скую бронзу, содержащую мышьяк (в IV—III тыс. до и. э. оиа расходилась от Персидского залива до берегов Балтики и исчезла лишь в начале второго тысячелетия до и. э., когда ее вытеснили оловяннстые бронзы). Заметим, кстати, что речь о моссиникской бронзе в «Чудесных слухах» идет как раз после того как автор познакомил своих Читателей с «белым» железом халибов — серебристым нержавеющим металлом. Причем Аристотель совсем не путает амисское и халибское железо с моссиникской медью, четко, со знанием дела, отличая одно от другого. Известный индийский историк и археолог С. Дикшит отмечает, что «открытие эффективного метода плавки железа, намного опередившее его распространение, принадлежит племенам Армянского нагорья». Далее С. Дик-шит пишет: «...все данные говорят за то, что честь и приоритет введения цивилизации железного века принадлежат каким-то индоевропейским племенам, среди которых наиболее почетное место, несомненно, занимают хетты Армении». Различные источники по-разному локализуют местонахождение потомков хеттов — халибов-халдов, что, видимо, связано с их переселениями под влиянием нашествия киммерийцев и скифов. Однако основную территорию халнбов-халдов — Урарту называют одним и тем же именем: ассирийские источники — Тильгарнмми, Библия — Тогарама, а позднейшая армянская традиция считает Тогараму прародиной армянского народа. Любопытно, что в этом слове звучит название н еще одного древнего арийского народа, оказавшегося далеко иа востоке Средней Азии, в Тохариста-не, -— загадочных «тохаров». Вероятно, халибы (они же алибы, халнбои, гализоны и др.) античных авторов и были потомками древних иидоевропейцев-хеттов (или выделившихся из их состава урартийцев-халдов), смешавшихся с местными кавказскими племенами, знавших и использовавших самый популярный металл нашего железного века еще в XV—XIV веках до н. э. И культура одного из первых «железных государств» Закавказья и Передней Азии не прекратила своего существования после скифского нашествия и ассирийского погрома VI века до и. э. Наследие, как пишет Б. Пиотровский, этого «мощного государства древнего Востока» «было усвоено пришедшими ему на смену государствами», в том числе и предками сегодняшних народов Кавказа и Закавказья, а в их числе и предками современного армянского народа.
|