Техника - молодёжи 1976-11, страница 31

Техника - молодёжи 1976-11, страница 31

явился первый теплоход «Вандал». Прошло 7 лет, и в море вышел первый дизельный буксир. В 20— 30-х годах большое распространение получила дизель-электрическая силовая установка, и в 1939 году поднял флаг первый буксир — дизель-электроход.

Сейчас буксиры можно встретить везде, где есть вода: в океанах и морях, на реках, озерах и водохранилищах. Без них деятельность любого современного порта просто немыслима.

Как известно, развитие торгового флота идет по двум направлениям. Еще в конструкторских бюро суда проектируются либо универсалами, либо наоборот, специалистами узкого профиля. Не избежали этого и буксиры. Пожалуй; ни один класс судов не способен поспорить с ними в разнообразии. Их водоизмещение может насчитывать каких-то 17,5 т, иногда же — превысить 4 тыс. т, их силовая установка по мощности то не отличается от «нормального» судового двигателя и достигает 10—16 тыс. л. е., то уступает даже автомобильному мотору — 80 л. с. И столь редкие скачки в технических характеристиках вызваны на редкость широким диапазоном задач, которые они призваны выполнять. Рейдовые, портовые, морские, кантовщики. толкачи, спасатели. Трудно перечислить все типы буксиров. Расскажем лишь о некоторых из них.

Обязательно кантовать! Видимо, каждый видел нанесенную на таре строгую надпись чне кантовать». Перефразируя известное изречение, можно сказать: то, что не положено ящику, позволено а вернее, совершенно необходимо кораблю. Да, кантовать — переставлять суда внутри порта — обязательно нужно для нормальной работы моряков и докеров. Но разрешить громоздким и неповоротливым махинам самостоятельно отходить от причалов и маневрировать в перенаселенном порту весьма рискованно. До сих пор их кантовкой занимались буксиры и делапи это по старинке: заводили трос и перетаскивали странников морей.

И лишь во второй половине нашего века в портах появились новые буксиры-кантовщики. Кто не знает, что толкать легче, чем тащить? Вспомните хотя бы, как переставляют мебель при ремонте квартиры: никто не тащит тяжелые шкафы — их толкают. Однако толкать подопечные суда острым носом, как у всех порядочных кораблей опасно. И тогда кого-то осенила сама собой напрашивающаяся идея: оснастить нос буксира своего рода амортизатором.

В 1974 году фирма «Гудьир» поставила компании «Моран» носовой резиновый пневмокранец. Нацепив его, кантовщик может смело «пихать» суда в нужном направлении. Дальше — больше. Английская фирма «Файрстоун пневматик» установила на носу буксира «автомобильное» колесо диаметром 2 м. Теперь дело стало еще проще: кантовщик, уткнувшись носом в судно, «объезжал» его вдоль борта и, выбрав подходящее место, приступал к своим обязанностям. Хорошую мысль подхватили, и вскоре в Португалии, а затем и в других странах украсили этим же колесом буксиры. Преимущества такого способа толкания очевидны — капитан буксира не боится случайных просчетов (колесо гасит силу удара), кантовщик маневрирует, не отрываясь от борта судна, так как шина дает достаточное сцепление и без троса.

Назначение кантовщика определило и его конструктивные особенности. Ему не нужно выплывать в открытое море, следовательно, можно сократить запасы топлива. Ему не нужна большая скорость — опять-таки экономия на топливе и на мощности двигателя Ему не нужны каюты для команды — экипаж приходит на буксир, как на завод — из дома на рабочее место. И все это позволило сократить размеры кантовщика — в условиях порта обстоятельство немаловажное.

В 1973 году наш буксирный флот пополнился кантовщиком «Передовик» — типичным представителем нового семейства кораблей. Он призван обслуживать суда водоизмещением 10 тыс. т. У самого же водоизмещение всего 206 т, длина 24,2 м и ширина 7 м. Конечно судно с отношением длины к ширине 3,4 далеко не скороход, но зато у него отличная маневренность. А именно это и требуется В ходовой рубке «Передовика» сосредоточены основные органы управления — двигателем и рулем, отдачей буксира, включением сигнальных огней и прожектора, радиотелефон и УКВ-радиостанция. А сменная команда насчитывает всего 3—4 человека.

Спасение утопающих — дело... буксиров. Большая часть новейших буксиров — в том числе и кантовщики — еще при постройке получает все необходимое для того, чтобы выручить судно, попавшее в беду. В самом деле, зачем собирать у аварийного корабля чуть ли не флот, состоящий из буксира, плавучей мастерской, пожарного, водолазного и санитарного судов? Ведь их вполне может заменить один буксир-универсал с хорошо подготовленной командой.

Такой универсал в сентябре

1974 года получили наши балтийцы. Это «Геракл», головной из серии четырех мощных буксиров-спасателей. Он, оправдывая свое имя, может перетаскивать все, что способно держаться на воде: крупные суда, плавучие доки и морские буровые установки. Исключительные мореходность и маневренность ему придают успокоители качки и подруливающее устройство, а довольно высокую скорость в 1В узлов — два двигателя общей мощностью 6800 л. с.

И в то же время «Геракл» — профессиональный спасатель. Представим себе, что его команде предстоит выручить некое судно с полным комплектом несчастий: оно не только получило пробоину, но и горит ярким пламенем. Включив систему водяной защиты корпуса и надстроек от огня, буксир подходит к терпящему бедствие на 50 м, чтобы снять его команду с помощью эвакуационного устройства. Если же и это невозможно, то за борт спускают две шлюпки вместимостью по 50 человек или два надувных плота (по 25 человек).

В то время, как одни спасатели снимают людей, другие направляют на горящий корабль мощные струи четырех гидромониторов, а когда огонь будет побежден, пожарные насосы выкачают воду из затопленных трюмов. Известие о подводной пробоине судна не застанет врас-ппох команду «Геракла» — на нем есть своя водолазная станция с де-компрессионной камерой и телевизионная аппаратура, рассчитанная на работу на 100-метровой глубине, и все необходимое для подводной резки и сварки стальной обшивки корпуса

А закончив битву с огнем и водой, буксир отведет своего подопечного в ближайший порт на ремонт. Одна операция — спасение пострадавшего судна, но «Геракл» выступает в ней сразу в нескольких ролях. Словом, универсал!

На снимке:

Портовый буксир — своего рода «маневровый лономотив» на «станциях» онеансних дорог.

На фризе внизу показаны силуэты некоторых буксиров (слева на прав о): германсного портового «Гер-нулеса» (построен в 1903 году, мощность силовой установки 450 л. е., водоизмещение 280 т, скорость 12 узлов)- французского морского «Ле Боксер» (1922 год, 1000 л. е., 711 т, 12,5 узла); американсного спасателя «Апач» (1942 год, 3000 л. е., 1250 т, 16,5 узла); польского портового «Зеус» (1966 год, 1650 л. С- 345 т, 11,5 узла); советского морского «Садко» (1967 год, 750 л. е.. 362 т, 11,2 узла): советского онеанского спасателя (строится, 9000 л. е., 4050 т, 18,7 узла); английского рейдового кантовщика «Дингли бей» (60-е годы, 2520 л е.): советского линейного толкача РТ-601 (600 л. е.).

-J.-Jjrfj