Техника - молодёжи 1977-08, страница 59

Техника - молодёжи 1977-08, страница 59

Каи же выглядит эта новая путеводная нить Ариадны?

Существующая на всех географических картах меридиональная сетка приводит к тому, что на географическом полюсе нет ни севера, ни запада, ни востока. Куда бы ни отошел самолет от полюса, его курс всегда будет южным!

При полете через полюс по прямой, курсом, выдерживаемым по астрокомпасу, после пролета точки полюса курс фактически лежит по той же прямой линии. Самолет не изменяет своего направления ни влево, ни вправо ни на один градус, а расчеты полета по ныне существующей сетке меридианов требуют изменения курса на 180°! Это парадокс, но его вынуждены были учи-

P и с. 5. «...все линии, идущие в бесконечность, параллельны между собой».

Рис. 6. При полете с острова Врангеля на старый географичесиий полюс курс, снятый с новой карты, будет не привычный, 0°, а 180°.

Рис. 7. Схема условных меридианов: красные — параллельно Гринвичу, синие — параллельно меридиану 90°.

Рис. 8. Полет вокруг полюса по квадрату.

тывать все знаменитые навигаторы: и Ричард Берд, и Роальд Амундсен, и Умберто Нобиле, и наши прославленные летчики: Чкалов со штурманом Беляковым и Громов со штурманом Даниловым.

Допустим, вы совершаете полет по прямому маршруту из Амдермы на остров Врангеля. Ваш первоначальный истинный курс отхода будет равен 28°, а конечный курс подхода к острову 146°! Опять штурман вынужден выполнять сизифов труд для ввода поправок составляющих в сумме 118° (рис. 1).

Не меньшую сложность вызывает отход от полюса (рис. 2) в заданную

точку прилета. Допустим, вы из Мурманска вылетаете в стратегическую ледовую разведку на полюс, а оттуда должны вернуться на остров Диксон. Погода благоприятствует вашему полету: ясная, солнечная, видимость отличная. Через пять часов вы над полюсом. Традиционный круг почета над осью нашей ппанеты. Командир просит курс. Согласно расчетам на карте, курс на остров Диксон 180°, то есть южный. Но посмотрите внимательно на вашу карту: таких курсов отхода от точки полюса будет 360! Во все стороны, а вам необходимо идти только на Диксон. В какую же сторону вы направите ваш самолет?

Такое положение при отходе от полюса не без основания вводит в сомнение даже самые опытные экипажи. Незначительная ошибка уведет самолет в безбрежные про-

Рис. 6.

странства, и вынужденная посадка в океане со всеми ее последствиями вам обеспечена.

В 50-х годах четыре самолета стартс^вали с дрейфующей льдины, находящейся в океане, на Северный полюс. Оттуда они должны были вернуться к нам на .другую дрейфующую льдину, расположенную в 333 км от полюса на широте 87° и долготе 148° восточной, где находился автор этих записок.

Придя на полюс, штурман головного экипажа по радиотелефону передал, что задание выполнено, и они через 35 мин будут над нами. Прошло назначенное время прибытия, но прозрачные дали горизонта были пустынны. Находясь в палатке, где размещалась радиостанция, я запросил у флагмана путевую скорость. Штурман ответил, что скорость упала до 400 из-за встречного ветра и что они будут у нас через десять минут. А через томительных десять минут его уже не было слышно. Перешли на радиотелеграфную связь более мощной рации. Все напряженно всматривались в горизонт.

— Похоже, ушли в противополож

ную сторону, — ответил я на тревожный вопрос начальника экспедиции А. Кузнецова.

— Но там же Гренландия, Канадский архипелаг!

— И Аляска! — в тон добавил я.

— Но почему? — растерянно спросил он.

— От полюса во все стороны — юг. Это экипажи другого ведомства. Нашей системы высокоширотной навигации они не знают, так как офи~ циально она еще не признана. А по существующим картам ошибка вполне возможна. Сейчас ее исправим.

Запросив штурмана ведущего самолета через радиста, я спросил, с какой стороны самолета виден солнечный диск? Штурман ответил: «Справа» (рис. 3).

Все стало ясно. Они шли в противоположную сторону.

По радио им передали: «Развер-

Рис. 7.

нитесь так, чтобы солнце у вас было с левого борта! После 25 мин включите радиокомпас и уточните курс на нас». Указание было выполнено. Через 25 мин штурман передал, что радиокомпас «взял» нашу рацию, они идут на нас.

Через 40 мин после разворота со стороны Гренландии на горизонте показались четыре точки.

Эта ошибка произошла по вине той же меридиональной сетки, на которой штурман выбрал не ту долготу отхода от полюса.

В период существования полярной авиации при присвоении высших классов штурманам и пилотам уже тогда, когда вышла первая карта условных меридианов, исключающая все навигационные ошибки обычных карт, одной из экзаменационных была задача отхода от полюса в заданную точку по нормально действующей меридиональной сетке. Было опрошено 70 командиров кораблей и 30 навигаторов. Из пилотов правильно ответили двое, а из штурманов семеро.

На этот же вопрос при использовании карты условных меридианов из

54