Техника - молодёжи 1977-09, страница 43

Техника - молодёжи 1977-09, страница 43

В конце июля месяца в Суздале прошел III съезд Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

На съезде был поставлен и широко обсужден вопрос об организации массового движения- по выявлению и охране исторических памятников отечественной науки и техники.

Творчество известных ученых, инженеров и умельцев, исторические документы первооткрывателей, образцы выдающихся конструкций, принесших славу Отечеству, реликвии великих строек и крупнейших заводов страны — все это ценнейшие памятники истории, достойные занять место в музеях и хранилищах.

Сейчас, когда наша страна отмечает 60-летие Великого Октября, выявление, сбор и охрана научно-технических реликвий первого в мире со

циалистического государства приобретают особое значение. Эти реликвии отражают славный путь становления материально-технического фундамента строящегося коммунистического общества.

Выступавшие единодушно отмечали целесообразность создания музеев науки и техники при крупнеи-ших заводах, научно-исследовательских институтах, министерствах и стройках, специальных заповедников старинного производства.

В организации массового движения по выявлению исторических памятников научно-технического творчества важную роль должны сыграть молодежь и комсомол, которых следует привлечь к этому интереснейшему и благородному делу.

Съезд в своей резолюции поддержал высказанные предложения.

Слово за вами, молодые энтузиасты!

СЕРГЕЙ ПЛЕХАНОВ, студент

ЗАВОДСКАЯ СТАРИНА

Чтобы вполне понять историю петровской России, надо увидеть не только «Северную Пальмиру» с ее дворцами и «прешпектами», но и отправиться на самый край Европы, к границе сибирской тайги...

И вот мы в Верхотурье — небольшом городке в центре Свердловской области.

С 1598 года, когда по воле Бориса Годунова возникла Верхотур-ская крепость, и до середины XVIII века, когда упразднена была таможня на пути из Сибири в Европейскую Россию, отсюда растекался непрерывный поток переселенцев по всему Уралу. Сидевшие на верхотурском воеводстве Милослав-ский, Лопухин, Нарышкин и носители других не менее звучных фамилий «сильной рукой» осваивали Каменный Пояс. Чуть не с самого основания города начался повсеместный розыск железных и медных руд, а уже в 1631 году построился первый железоделательный завод на Урале — Ницынский. Задымили на околицах немногих еще крестьянских поселений мелкие домницы. Железное дело завели и монахи: в 1682 году игумен Далматовского Успенского монастыря Исаак устроил на речке Каменке, которая в те поры звалась Железенкой, «огненные работы» — поставил доменную печь, кузницу, молотовую, и начали под надзором старца Питирима плавить руду и ковать поделки для монастырских нужд да на продажу окрестному сельскому люду. А в 1699 году Каменский завод взят был в казну и стал первенцем петровских затей на Урале — уже спустя

три года здесь было отлито более 300 пушек.

К началу петровского века верхо-турские деятели знали десятки богатых месторождений «лучшего камня — магнита и доброй железной руды», меди, самоцветов. 15 июля 1697 года Петр Великий в грамоте верхотурскому воеводе Димитрию Протасьеву повелел заводить по Уралу большое железное и медное дело и «на тех заводах лить пушки и гранаты и всякое ружье». В декабре 1701 года дали первый чугун домны Невьянского завода.

Главный зачинщик преобразований понимал: при рати железо дороже золота. За два десятилетия Урал превратился в главную промышленную базу страны, обеспечившую невиданный рост русского могущества. Если в конце XVII — начале XVIII века Россия сильно зависела от ввозного железа и меди (например, в 1700 году было получено лишь 150 тысяч пудов чугуна — в 5 раз меньше, чем в Англии), то к исходу петровской поры не только отказалась от импорта металлов, но и опередила по их производству все страны мира. Тогдашние темпы развития русской металлургии поражают воображение: за XVIII век выплавка чугуна выросла в 66 раз. А в самой передовой стране Запада — в Англии — достигнуто было за то же время лишь 9-кратное увеличение этой продукции. Таким образом, достопамятнейшие события нашей истории — победы в Полтавской баталии, в сражениях Семилетней войны, когда русские войска заняли Берлин, разгром «двунадеся-

ти язык» наполеоновской армии — стали возможны благодаря освоению подземных богатств Урала.

Великий ученый Д. Менделеев писал: «русское, т. е. уральское железо... отличалось великою чистотою и мягкостью, особенно важным для тонкого листового железа». Эти качества обеспечили продукции уральских домен главенствующую роль на мировом рынке. Железо с маркой «старый соболь», производившееся на предприятиях заводчиков Демидовых, знали по всему миру: в Австро-Венгрии, в Португалии, в Пруссии, в Османской империи. Англия покрывала за счет русского железа треть своих потребностей в металле. Это значит, что английская промышленная революция в значительной степени обеспечена руками крепостных рабочих Урала.

За столетие на склонах Каменного Пояса было поставлено 176 заводов черной и цветной металлургии, на которых к началу XIX века трудились сотни тысяч приписных крестьян и мастеровых. Впервые в стране возник мощный промышленный район, от развития которого за-» висела судьба всего государства.

Лучше всего говорят о людях их дела — каковы сани, таковы и сами. Мы знаем немало песен и сказов уральского рабочего люда, можем увидеть в музеях одежду и технику тех времен. Но главные свидетельства жизни и двухвековых трудов России — остатки заводских сооружений, плотины, машины и гражданские постройки горнозаводского Урала.

40