Юный техник - для умелых рук 1987-02, страница 14

Юный техник - для умелых рук 1987-02, страница 14

lAl

l 1Д/ it ''Л

J0?

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РАЗМЕТОЧНЫЙ УГОЛЬНИК, которым устанавливается любой угол, совсем несложно изготовить самим из сухой древесины твердых пород или из листового дюралюминия.

Конструкция угольника понятна из рисунка. Для установки нужною угла достаточно совместить внутренний край подвижной стороны угольника с риской и зафиксировать ее винтом.

ИСКУССТВЕННАЯ ЭМАЛЬ. Если на кухонной раковине откололась эмаль, ее можно восстановить, воспользовавшись клеем БФ-2 и сухими цинковыми белилами. Белила смешивают с клеем до состояния густой кашицы. Поврежденное место очищают от грязи и ржавчины, протирают насухо чистой тряпкой, промывают бензином и сушат. Приготовленную смесь наносят кисточкой в три-четыре слоя, дав каждому слою Бысохнуть примерно часа полтора.

РЕМОНТ АКВАРИУМА. Каждый аквариумист из своего опыта знает, что заделка шва снаружи, как правило, или не дает эффекта, или помогает ненадолго — вода снова начинает просачиваться, но уже рядом. Потому наш читатель Л. Байсфельд предлагает швы промытого и высушенного аквариума заливать изнутри расплавленным парафином или воском. Отремонтированный таким способом аквариум, считает он, простоит без ремонта несколько лет.

■■к

-jSSp? мастерства

Ремесло художественной ебрйботзш металлов — одно из древнейших на земле. Трудно себе представить, что к накопленному целыми поколениями мастеров опыту сегодня можно добавить что-то принципиально новое. 6'о художник-дизайнер из города Молодеч-но {Белорусская ССР] С. Петров недавно предложил неожиданно простей способ изготовления ©Съемных декоративных изделий из листового металла. Суть этого способа заключается в том, что плоский лист металла выгибается определенным образом по заранее намеченным линиям. В результате заготовка из листового металла превращается в красивую вазочку, подсвечник или оригинальную оправу для старого будильника. Предложенный С. Петровым способ признан изобретением.

Для работы с листовым металлом по методу С. Петрова не нужно никаких сложных приспособлений и инструментов Все они могут найтись и в вашей домашней мастерской, если вы занимались чеканкой. Ну а если нет, то это не беда — отсутствующие инструменты легко заменить. Это небольшой молоток, расходник — вместо него можно взять перочинный нож с острым концом, канфарник — чекан с заостренным концом в форме тупого шила, лист толстой резины, бритва, плотная бумага, копирка и листы меди, латуни или алюминия толщиной 0,25—0,6 мм.

Чтобы «почувствовать» металл, стоит начать с изготовления декоративных предметов по готовым шаблонам. Для этого надо аккуратно перенести рисунок на лист ватмана с соблюдением всех пропорций и вырезать получившийся шаблон. Потом, точно по карандашным линиям, немного надрезать бумагу бритвой или скальпелем. После этого, слегка надавив пальцами по линии надрезов, вы увидите, как «волшебным» образом плоский лист бумаги превратится в ваших руках в объемный макет изящной поделки.

Затем из листового металла нужно ножницами вырезать заготовку точно такой же формы, как и шаблон, и с обеих сторон покрыть ее тонким слоем пластилина, чтобы при последующей обработке расходником лезвие скользило по поверхности металла и не царапало его. Для этого из обычного пластилина скатывается «колбаска», которая несколько раз прокатывается по поверхности заготовки до образования матовой пленки.

После такой предварительной обработки можно начать переводить рисунок с шаблона на заготовку при помощи копировальной бумаги. Причем переводить его нужно так, чтобы внутренние линии (на эскизах показаны

сплошными линиями) были на лицевой стороне заготовки, а внешние (показаны пунктиром) на обратной. Это необходимо для того, чтобы металл лучше изгибался при последующих операциях.

После перевода формозадающих линий на заготовку ее надо положить на лист толстой резины и начать слегка надрезать металл расходником или ножом, строго придерживаясь переведенных линий (рис. 1). Надрез должен быть не очень глубоким, чтобы потом, при сгибании, металл не рвался.

Затем, если вы уже знакомы с чеканкой, на поверхность заготовки можно нанести фон или декоративные узоры. Примерные варианты нанесения рисунка показаны на эскизах шаблонов тонкими линиями.

Следующая стадия — канфарение. Нужно взягь канфарник или затупленное шило и аккуратно на расстоянии около 1 мм друг от друга сделать углубления в металле по всем формоза-дающим линиям, следя за тем, чтобы не пробить металл наскЕО?ь (рис. 2). Потом канфарение производится и с тыльной стороны заготовки. Эта операция, так же как и предыдущая, производится на куске резины.

После канфарения металл становится более восприимчивым к выгибанию, а многочисленные углубления по вселлу протяжению формозадающих линий при качественном исполнении дают хороший декоративный эффект.

По окончании канфарения заготовку нужно отполировать, и после этого можно приступить к заключительному этапу — трансформации плоскости в готовое изделие.

По усиленным в результате канфарения формозадающим линиям заготовку начинают постепенно сжимать руками, иногда помогая молотком (рис. 3 и 4). Это самая ответственная операция. В ходе ее нужно внимательно следить за правильностью прогиба металла по всем плоскостям. При первом появлении нежелательных изломов и вспучиваний, когда металл плохо изгибается, его поправляют деревянным молотком или специальным молоточком со сферическим стальным бойком. После такой «корректировки» металл можно будет изогнуть без особых усилий. Нужно только преодолеть «мертвую точку», в которой сопротивление металла изгибу наиболее велико. Потом продолжайте сжимание заготовки до тех пор, пока не образуется изделие задуманной формы.

М. СЕРГЕЕВ Рисунки С. ЗАВАЛОВ Л

U