Юный техник - для умелых рук 1980-02, страница 8ВОЛШЕБНЫЕ УЗОРЫ-к Причудливые, фантастические узоры на тканях или готовой одежде вы можете получить, пользуясь обычными анилиновыми красителями и... необычным способом подготовки ткани к крашению. В чем необычность этого способа? Прежде чем красить ткань, ее надо туго перевязать крепкой ниткой или шпагатом. Перевязать по-разному так, как показано на наших рисунках. В тех местах, где ткань перевязана, она не окрашивается совсем или остается более светлой. Посте пенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость Полученного рисунка. Этот способ можно считать наиболее простым наряду с другими приемами ручной росписи тканей, называемыми «батиком». В настоящем батике участки ткани, которые должны остаться неокрашенными, покрываются специальным резер вирующим составом. У нас же в роли «резерватора» выступает всего лишь нить, которой перевязывается окрашиваемая ткань. Есть несколько приемов перевязывания ткани. В зависимости от того, какой прием вы используете, вы и получите Определённый характер рисунка. Первая группа Нацшх рисунков напоминает «паутину». Светлые неокрашенные участки ткани* располагаются здесь в виде радиальных коЛец с Темной серединой в центре круга. Для получения этогО узора перевязывайте ткань, как показано на рисунке 1, Если вы захотите получить четкую круглую или овальную форму, то наметьте нитками (швом «вперед иголкой») линию' рисунка, стяните свободные концы нити и, обмотав два-трй раза вокруг собранной ткани, завяжите узлом (рис. 2), Круговыми рисунками можно выкрасить летнюю хлопчатобумажную майку. Пример расположения орнамента представлен на первом рисунке следующей страницы. Интересный орнамент, расположенный по горизонтали, вы получите, если воспользуетесь приемами, показанными на рисунке 3. Одинариую или сложенную пополам ткань надо собрать на нитку швом «вперед иголкой», а затем свободные концы нитки обмотать вокруг ткани и перевязать. В результате у вас получится узор, напоминающий кайму, которую обычно используют по низу изделия. Подобный, но более сложный по ритму расположения по лос улир вы сможете получить, если будете работать по схеме, приведенной на рисунке 4. В этом случае ткань надо складывать в два этапа. Сначала перегнуть ее по горизонтали в два либо в четыре слоя, а затем по вертикали в виде «гармошки». Сквозь «гармошку» протащите нить и обмотайте ею собранную ткань. Фрагмент полученного узора вы видите на этом же рисунке. Узор в оригинальную клетку вы получите, если будете вести работу так, как показано на рисунках 5 и 5а. Здесь, кроме необходимой веревки или нитки, вам понадобятся две доски шириной 10—15 см и длиной чуть меньше ширины взятой ткани. Кусок ткани сложите «гармошкой» по горизонтали и положите на доску. Сверху прикройте другой доской и свяжите ткань с досками веревками, как показано иа рисунке 5. Окрасив полученный «бутерброд», измените направление перегиба ткани (рис. 5а) и повторите окрашивание. 8
|