Юный техник 1981-04, страница 80ки занзы защипывают пальцами и отпускают, и они, вибрируя, звучат. Язычки фисгармонии колеблются от потока воздуха, нагнетаемого ножными мехами. А еще гармоники бывают стационарные, переносные и ручные, фисгармония прочно обживает место в комнате, ксилофон можно переносить куда угодно, но при игре его все-таки ставят. А на ручных инструментах можно играть и на ходу. С точки зрения такой классификации новый инструмент полностью должен был именоваться так: ручная духовая гармоника. В России первые два определения отпали (и так ясно, что ручная и что духовая), а основное название видоизменилось на русский лад — так появилась гармонь, гармошка. Но Демиан не ограничился типовым определением инструмента, а дал ему и собственное название — аккордеон. Случайно ли? Нет. Новый инструмент при нажатии одной кнопки в левой руке издавал не один звук, а целый аккорд. И в этом смысле гармошка и баян — тоже аккордеоны! Кстати, в западных странах других названий и нет — там и кнопочный, и клавишный инструменты называются аккордеонами. У нас же сложилась традиция называть аккордеоном только инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки. И вот любопытнейшая деталь: такой инструмент был сделан впервые не на Западе, как считают многие, а в городе Ельце! Елецкая гармоника так и называлась -— рояльная, потому что ее клавиатура напоминала белые клавиши рояля, а после всех усовершенствований добавились еще и черные. Вот как исторические факты переворачивают общепринятые представления. Оказывается, русская гармошка пришла к нам издалека, а аккордеон (в нашем привычном значении этого слова) впервые родился в России! Правда, современную свою форму инструмент с фортепианной клавиатурой обрел не у нас: елецкая гармошка так и осталась гармошкой. Остается уяснить, что такое баян. Обычный ответ: это усовершенствованная гармошка, у которой значительно больше возможностей. Определение не совсем точное, потому что у баяна не просто больше возможностей, а качественно другие возможности. Чтобы это было понятнее, вернемся пока снова к гармошке. Гармошка, располагая семью, а не двенадцатью звуками в каждой октаве, приспособлена для исполнения только народных мелодий, причем часто только мелодий данной местности и только в той музыкальной тональности, которая здесь бытует. Даже елецкая гармошка, хоть она и называется рояльной, в левой руке имеет всего несколько кнопок, что сильно ограничивает ее возможности. А что говорить о гармошках, которые имели в левой руке только две кнопки, рассчитанные на два баса и два аккорда? Тут требуется пояснение. Как это — кнопок две, а разных звучаний четыре? Дело в том, что язычок работает от потока воздуха, идущего в одном направлении. В фисгармонии было именно так — воздух от ножных мехов в одном направлении и шел. А в ручной гармонике при сжиме и разжиме мехов направление потока меняется. Приходится для каждого клапана ставить два язычка — один работает на вход воздуха, другой на выход. А если все равно нужно ставить два язычка, то почему бы не сделать их разными? Вот и получилось, что на первой ручной гармонике Демиана и потом на многих других гармошках возможности вдвое превышали количество кнопок. Но, несмотря на это, все равно оставались очень ограниченными. Многим музыкантам, пытавшимся играть более 76
|