Техника - молодёжи 1977-09, страница 63

Техника - молодёжи 1977-09, страница 63

не нова. Она еще в 1930 году была высказана известным английским метеорологом Ф. Уипплом и поддержана затем советскими учеными: И. Ас-таповичем и академиком В. Фесенко-вым. Однако до тех пор, пока не было обнаружено вещество ТКТ и исследован его химический состав, это оставалось только предположением. Сейчас же есть все основания говорить о Тунгусской комете 1908 года не как о гипотезе, а как о доказанном факте.

А как же быть с ядерными гипотезами? Прежде всего, после обнаружения вещества ТКТ попросту лишены смысла любые разговоры о ка-ком-то антивеществе. Далее, в найденном веществе не обнаружено значительных радиоактивных изотопов, которые должны были образоваться в нем при любом ядерном, термоядерном или аннигиляционном взрывах и сохраниться к настоящему времени. Таким образом, после этих работ все ядерные гипотезы оказались полностью несостоятельными и потеряли право на существование: одним тупиковым путем стало меньше. Что ж, это с неизбежностью ускорит решение оставшихся и вновь возникающих вопросов, число которых непрерывно растет. Тунгусская проблема дает теперь в руки ученых уникальную возможность прямого изучения кометного вещества на Земле. Подобно тому, как многие тайны Луны раскрываются по мере детального изучения образцов лунного грунта, дальнейшие поиски и изучения вещества ТКТ и других обстоятельств Тунгусского падения приведут, по-видимому, к решению многих неясных пока вопросов о составе, строении и происхождении комет — этих таинственных пока небесных скитальцев. В свою очередь, решение этих вопросов может пролить свет на происхождение и историю солнечной системы. В частности, имеющиеся сейчас материалы позволяют предполагать, что кометы — это остатки того самого вещества, из которого образовались некогда наши планеты... Начавшись вблизи от Солнца более 4,6 млрд. лет назад, процесс формирования планет постепенно удалялся от него и продолжается сейчас где-то в глубоко периферийной части солнечной системы — за орбитами Нептуна и Плутона. Подобно тому как пояс астероидов представляет собой несостоявшуюся планету земной группы, кометы — фрагменты несостоявшейся, а может быть, уже формирующейся планеты типа Нептуна. Возможно, как раз такая планета и есть во многом еще загадочный Плутон.

Таким образом, проблема Тунгусского падения 1908 года, сбросив покрывало таинственности, остается одним из увлекательнейших путей нового научного поиска.

Кладезь новых открытий

Статью С. Голенецкого и В. Степенна комментирует ВИТАЛИЙ БРОН-ШТЭН, кандидат физико-математических наук, ученый секретарь Всесоюзного астрономо-геодезичесного общества.

Скоро исполнится 70 лет уникальному явлению природы — встрече Земли с ядром кометы, которой, как убедительно доказывают С. Голенец-кий и В. Степанок, был знаменитый Тунгусский метеорит. Здесь нет терминологического противоречия: ведь метеоритами у нас принято называть тела космического происхождения, падающие на Землю. Обычные метеориты — каменные и железные — в прошлом были частями астероидов (малых планет).

История изучения Тунгусской катастрофы может служить прекрасным примером того, как порой исследователь, решая одну задачу, вдруг находит решение совсем другой, да еще и не одной. В самом деле, началось с поисков гигантского метеорита. До конца 50-х годов ученые были убеждены, что неудачи поисков связаны с тем, что не так принялись за дело. Потом возникла проблема высотного взрыва. Что взорвалось? Почему произошел такой грандиозный взрыв? Масштабы катастрофы сделали закономерным появление фантастических гипотез о ядерном или аннигиляционном взрыве. Но любая гипотеза требует проверки, требует подтверждающих ее фактов, а не просто рассуждений и аналогий. Такой проверки ядерная гипотеза не выдержала. Зато в ходе этой проверки были усовершенствованы некоторые методы поисков следов радиоактивности. Какова была энергия взрыва? Как определить ее по разрушениям леса? И вот целая группа ученых-газодинамиков начинает разрабатывать методы расчета распространения в атмосфере ударной волны с учетом ее неоднородности и силы тяжести. Расчеты проводятся на ЭВМ, делаются модельные эксперименты. Выходят в свет монографии, защищаются диссертации. Решение загадки природы стимулирует развитие научных методов исследования.

Как найти вещество предполагаемой кометы? Старый метод — поиски шариков (застывших капель вещества метеорита) — не приводит к успеху. Вернее, шарики есть, но связаны ли они с ТКТ, неизвестно. И вот разработан новый метод — поиски частиц и геохимических аномалий в сфагновых торфяниках, нарастающих годовыми слоями, которые легко можно датировать. Но проб торфа надо выбрать много, чтобы составить карту распределения частиц ТКТ и геохимических (теперь уже можно сказать — космо-химических) аномалий. Вот почему каждый год уже в течение почти 15 лет в Тунгусскую тайгу выходят десятки энтузиастов. Но это не прежние «искатели радиоактивности». Это опытные исследователи, работающие по единому плану, который утверждает Комиссия по метеоритам и космической пыли Сибирского отделения АН СССР и Центральный совет Всесоюзного астрономо-геодезического общества. Летом — полевые работы, осенью, зимой и весной — обработка материалов, подготовка к печати научных результатов. Уже выпущено по материалам экспедиций томских и новосибирских исследователей пять сборников статей, одна монография, более сотни статей в журналах.

Не только авторы публикуемой статьи пришли к выводу о сходстве состава вещества ТКТ с кометами и с углистыми хондритами. Группа исследователей во главе с профессором Н. Васильевым (который руководит всеми исследованиями Тунгусского явления) пришла практически к тем же выводам. Вещество, собранное в торфяниках, подвергается тончайшему анализу в Киеве, в Институте геохимии АН УССР, в Москве, в Институте геохимии и аналитической химии имени Вернадского, и в других научных институтах.

Но еще больше задач впереди. Ведь еще не разработан точный механизм взрыва ядра кометы — есть лишь общие соображения и качественные заключения. Но уже делаются модельные эксперименты. Уже установлено родство ТКТ с множеством ярких болидов, фотографируемых установками астрономов. Тела в несколько тонн почему-то не достигают земли. И... взрываются! Значит, Тунгусский метеорит не одинок. Есть и другие, меньшие осколки комет, проникающие в нашу атмосферу. Короче говоря, чем дальше в лес, тем больше дров.

Теперь читателям, надеюсь, ясно, сколько проблем из разных областей знания поднял взрыв над Тунгусской тайгой. Насколько плодотворным оказалось его изучение. А что еще можно ждать дальше?.. Ответить не так-то просто. Ведь наука никогда не останавливается на месте — она вечно движется вперед.

58