Техника - молодёжи 1977-09, страница 64Самобытность фантастики П ожалуй, одна из примечательных " особенностей отечественной фантастики последних лет — то, что в этой области почти ежегодно дебютирует множество молодых авторов. К сожалению, далеко не всегда их первые рассказы радуют читателя, потому что нередко эти произведения рождены в известной степени модой на творчество в интеллектуальном жанре, к коему причисляют фантастику, скроены по законам вторичной фантастихи и т. п. И не так часты случаи, когда в эту литературу приходят авторы, первые же рассказы которых свидетельствуют о появлении самобытной фантастики, насыщенной не только новым идейно-художественным содержанием, но и необычным взглядом на мир. Именно такой представляется фантастика Михаила Пухова, выступившего с первым авторским сборником рассказов «Картинная галерея» (М., «Молодая гвардия», 1977), где опубликованы лучшие из произведений молодого фантаста, дебютировавшего в конце 60-х годов. Действие большей части рассказов М. Пухова происходит в космо се. Но важно другое: в каждом из произведений сталкиваешься с особой поэтизацией новой сферы деятельности человека будущего. Поначалу может показаться, что для автора это пристрастие к космосу является в некотором роде самоцелью. И это могло бы соответствовать действительности, когда бы в центре рассказов находились голые технические абстракции или замысловатые надуманные ситуации, не несущие серьезной идейно-художественной нагрузки в смысле действенности фантастики как раздела современной литературы. Однако это не так. Почти каждый рассказ поднимает достаточно важную проблему чело-вековедческого свойства, проблему актуальную, быть может, созвучную проблематике сегодняшнего дня не прямо, а по ассоциациям. Философский и этический характер таких проблем ярко проявляется, например, в рассказах сборника «Ненужное — уничтожить», «Контратака», «Картинная галерея» и др. Охрана окружающей среды, двойственный диалектический характер научно-технического прогресса, относительность наших земных представлений, ценность человеческого в эпоху захлестываемого машинами бытия, живая связь поколений, остающаяся в силе и в далеком грядущем, — вот далеко не полный спектр художественной проблематики книги Михаила Пухова. Думается, что это не такой уж частый в наши дни пример удачного продолжения и развития славных традиций научно-фантастического жанра, к сожалению, заметно сместившегося в последнее время в область псевдонаучного и псевдохудожественного моделирования. Есть в сборнике и рассказы другого плана, юмористические, приключенческие, забавные и необычные по форме (например, «На попутной ракете», «Нитка бус», «Палиндром в антимир» и др.), иллюстрирующие мысль, что писатель не скован одноплановыми приемами и темами, наделен большими потен циальными возможностями для работы в разных направлениях современной фантастики. Учитывая молодость автора и небольшой опыт творчества, нельзя не отметить, что его первый сборник не лишен и просчетов. В частности, в композиционном отношении некоторые рассказы отличаются некоторой монотонностью, схематичностью, мешающими выйти в простор художественной оригинальности и разнообразия формы произведений. Быть может, в приключенческих рассказах ощущается известная доля подражания, чрезмерное обилие фантастических новаций, в итоге оборачивающихся расплывчатостью основного замысла. Вероятно, есть смысл работать дальше над стилем, ибо у М. Пухова, на наш взгляд, имеется целый ряд признаков самобытности и в этой области, но он еще не преодолел инерции существующих в современной фантастике стилевых стереотипов, плохо вяжущихся с развитием данного жанра. Но эти недостатки, будем верить, исчезнут в недалеком будущем. Ведь сборник «Картинная галерея» — свидетельство прихода в научную фантастику вполне сложившегося, самобытного писателя, имеющего в наличии запас присущих только ему проблем, тем, идей, присущих только ему средств художественной выразительности и, безусловно, умеющего работать в столь многотрудном жанре. Выход в свет книги М. Пухова «Картинная галерея» — это и заслуга редакции фантастики издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», взявшей в последние годы верный курс на выявление молодых и талантливых писателей и последовательно проводящей в жизнь постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью». Итак, состоялось «рождение» нового советского писателя-фантаста, творческой судьбе которого остается только пожелать славного и долгого будущего. АЛЕКСАНДР ОСИПОВ В МИРЕ КАМНЯ А. Г. Жабин. ЖИЗНЬ МИНЕРАЛОВ. М., «Советская Россия», 1976. Книга А. Г. Жабина может служить справочным пособием для любителя природы, туриста, школьника. Но основное ее достоинство в том, что А. Г. Жабину удалось поделиться с читателем своей романтической любовью к неживой приро де. В наше время уделяется большое внимание воспитанию бережного отношения к флоре и фауне. Можно увидеть тысячи табличек с различными вариантами призыва «Берегите лес!», но никто не призывает беречь камни. Страшно вспомнить разграбленные копи Ильменских гор или обезображенные борга Октябрьского карьера в Приазовье с его уникальными мариупо-литами. Я твердо уверен, что человек, прочитавший книгу «Жизнь минералов», уже не будег тем социально опасным элементом, который крушит кувалдой все подряд в поисках «красивого камушка». Книга рассчитана на массового читателя, строгость и полнота изложения материала сочетается с доступностью и занимательностью. Сама тема книги, безусловно, актуальна, поскольку минералогия сегодня — это и всеобщая космическая минералогия и минералогия рудного сырья нашей промышленности. С. ВОРОНОВСКИЙ, кандидат физико-математических наук 59
|