Техника - молодёжи 1977-12, страница 23

Техника - молодёжи 1977-12, страница 23

ственной смерти. Есть основания полагать, что это Виктор Ф. Как раз незадолго до обнаружения тела он исчез из города. Но голова трупа обезображена настолько, что опознать ее невозможно.

Предварительные данные, полученные при исследовании черепа, говорили о том, что он относится к телу мужчины в возрасте свыше пятидесяти лет. При фотосовмещении оказалось, что опознавательные точки и контуры совпадают. Однако категорического заключения о принадлежности черепа Виктору Ф. дать еще было нельзя — ведь нижняя челюсть отсутствует.

Сотрудникам института удалось раздобыть ценное свидетельство: рентгенограмму с головы Ф., сде

ланную при его жизни в районной больнице, куда он попал с переломом костей носа. И вот рентгенограмма в том же ракурсе выполнена с черепа неопознанного человека. Теперь в руках судебных медиков материал, позволяющий дать вполне определенное заключение.

При совмещении обоих рентгеновских снимков тени от костных утолщений полностью совпали. Это был один из тех случаев, когда судебный эксперт оказал неоценимую услугу следователю. Своевременное установление личности Ф. сыграло решающую роль в ходе следствия, помогло раскрыть преступление.

Рентгенологический метод как дополнение к общему комплексу методик при идентификации в дальнейшем не раз выручал следствие. С его помощью, например, удалось быстро установить личность молодого ученого Е., без вести пропавшего в Крыму, в районе Судака, и погибшего в горах, по всей вероят

ности, от камнепада. Е. страдал хроническим гайморитом, прижизненная рентгенограмма его лобных пазух сохранилась. На снимке хорошо просматривалась гайморова полость, сосудистое ложе. Такая же рентгенограмма, полученная с «подозреваемого» черепа, позволила провести сравнительный анализ. Эксперт рентгенографировал лобную кость примерно в том же режиме. Полное совпадение рисунка сосудистого ложа на обоих снимках послужило основанием для категорического положительного заключения.

Если анатомо-топографические

точки и контуры не совпадают при совмещении фотоснимков, можно категорически отрицать принадлеж

ность черепа лицу, изображенному на снимке. В институт обратились болгарские коллеги. В особо сложных случаях они прибегали к помощи советских специалистов, авторитет которых в Болгарии очень высок.

Из материалов дела было известно об исчезновении тридцатитрехлетнего Димитра Иванова Петрова, гражданина Народной Республики Болгарии, уроженца одного из сел Михайловградского округа. Спустя два года после события, в люлин-ском лесу, недалеко от Софии, в стороне от дороги, нашли труп мужчины примерно того же возраста. По описанию обнаружили некоторое его сходство с исчезнувшим Петровым. Состояние трупа не позволяло,-однако, установить его личность обычным оперативно-следственным путем и провести идентификацию с пропавшим без вести человеком. Требовалась судебно-медицинская экспертиза.

Советские эксперты доктор меди

цинских наук В. Пашкова, кандидат медицинских наук В. Звягин и Э. Хомякова дополнительно запросили фотографии Д. И. Петрова и различные медицинские документы — рентгенограммы, выписки из истории болезни.

Сомнение вызвало уже первое сопоставление признаков по системе словесного портрета черепа неизвестного мужчины и прижизненной фотографии Д. И. Петрова: форма лица, его ширина, отдельные детали строения спинки носа, нижнего края подбородка. Проводя фотосовмещение, эксперты обратили внимание на то, что не все ориентиры-признаки в виде контуров и точек совпадают с достаточной точностью. Особенно отчетливо несоответствия выявились на позитивах, полученных при совмещении негативов черепа и фотографии по контурам свода черепа, линии бровей, основанию носа. Они неоспоримо свидетельствовали о том, что исследуемый череп не может принадлежать человеку, изображенному на фотографии.

Решающий аргумент

30 апреля 1945 года в разрушенном, сожженном Берлине покончил самоубийством Гитлер. Об этом официально сообщалось в док/менте, подписанном Геббельсом и Борманом. Но окончательно засвидетельствовать позорный конец фашистского главаря могли, конечно, только его останки. Неожиданно их стали находить в самых разных ме--стах: около личного бомбоубежища, на дне сухого бассейна в саду имперской канцелярии, в самом здании канцелярии на Вильгельмштрас-се, в подземной спальне бункера. С остатками раздавленной во рту ампулы цианистого калия, с пулевой раной во лбу, в виде угольно-черного обгоревшего трупа. В штатском костюме и в военном мундире... Внешне «эрзац-Гитлеры» удивительно похожи друг на друга, отличить их почти невозможно. Совпадало решительно все: облик, возраст, комплекция. Где тут двойник, а где — подлинный Гитлер?

«В Берлин-Бухе 8 мая, в тот самый день, когда в Карлхорсте состоялось подписание акта капитуляции Германии, о чем я еще не знала, полковник Горбушин вызвал меня и, протянув мне коробку, сказал, что в ней зубы Гитлера и что я отвечаю головой за их сохранность. Это была извлеченная где-то, подержанная темно-бордового цвета коробка с мягкой прокладкой внутри, обшитой атласом, — такие коробки делаются для парфюмерии или для дешевых ювелирных изделий.

(Окончание на стр. 27)

Рентгенограммы лобных пазух черепа (слева) и прижизненная (с п р а ■ в а). Красными линиями выделены индивидуальные особенности, послужившие основанием для положительного заключения эксперта.

21