Техника - молодёжи 1977-12, страница 21

Техника - молодёжи 1977-12, страница 21

Практически все отрасли судебно-медицинской науки сконцентрировались в небольшом двухэтажном здании на Садовом кольце, учреждении поистине уникальном не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Когда разбирают особо сложные и запутанные дела, Научно-исследовательский институт судебной медицины выступает в роли высшей судебно-медицинской экспертной инстанции. Здесь, к примеру, производилась экспертиза по делу американского разведчика Пауэрса. Выводами судебной медицины пользуются следователи, расследующие преступление, и археологи в поисках разгадки древнего захоронения. В заключении судебно-меди-цинского эксперта нуждаются врачи-клиницисты, историки, антропологи и даже искусствоведы.

портрет человека, которому принадлежит череп. Портрет пусть и приблизительный, но более или менее достоверный. Что же касается полного сходства... «Говорить о тождестве реконструкции с подлинным лицом — сущая нелепость, — подчеркивал М. Герасимов, — и мы никогда не говорили о тождестве... Портретная реконструкция — это задача построения лица по черепу с очень многими неизвестными, и наша цель — решить ее с наибольшим приближением, то есть с минимальной ошибкой. Другими словами, надо достичь максимально возможного в настоящий момент сходства».

Максимального сходства, но не тождества.

Судебно-медицинские эксперты поставили перед собой задачу совсем иного рода. Хотя отправной момент был тот же («контуры мягких тканей головы повторяют контуры ее костей»), решать ее предстояло иначе, поскольку судебному медику всегда приходится устанавливать именно тождество.

И здесь на помощь эксперту пришла фотография.

Имя твое неизвестно...

Эксперты внимательно исследовали останки. Количество костей, их относительные размеры и полное соответствие по суставам давали основание считать, что кости относятся к скелету одного и того же человека. Судя по их состоянию, они действительно могли пролежать в земле свыше двадцати лет.

Хорошо развитый затылочный бугор, характерная форма глазниц, бугристость костей в местах при

2*

крепления мышц — все говорило о том, что перед экспертами череп мужчины. Состояние швов черепа и некоторые другие признаки указывали на возраст: 35—45 лет. По размерам длинных трубчатых костей довольно точно можно было определить и рост.

Итак, пол, возраст и рост человека известны. Они не противоречат первоначальным данным. Но окончательный ответ дадут присланные на экспертизу фотографии, наложенные на снимок черепа.

С фотографий получены негативы, а с них — диапозитив. На эмульсионном слое диапозитива размечаются основные точки и линии: контур свода черепа, подбородка, углов нижней челюсти, скуловых костей, бровей, наружные и внутренние углы глаз, линия смыкания губ, точки переносицы, основания носа, другие анатомические признаки. Они станут ориентирами при изучении проекционных соотношений между одноименными признаками на мягких и костных тканях в процессе совмещения диапозитива с изображением черепа на матовом стекле фотоустановки.

Череп на подставке освещают с трех сторон таким образом, чтобы в глазницах лежала тень. Подставка на шарнире, и это позволяет придавать черепу во время съемки любое положение. К матовому стеклу камеры прикладывают размеченный диапозитив. Камера устанавливается так, что оба изображения совпадают в одном масштабе. Затем — тонкая наводка: череп поворачивают вниз, вверх, вбок: теперь уже должен совпасть не только масштаб, но и контуры и точки на диапозитиве и на черепе. Негативы с изображениями черепа и головы неопознанного человека совмещают

ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ

и в таком виде с них делают позитив.

Снимок готов. На нем отчетливо видно, как через мягкие ткани головы просвечивает череп. Два фотоизображения полностью совпадают. Сомнений больше нет — перед экспертами действительно череп Федора Полищука.

...Выполняя задание партии, коммунист Федор Полищук остался в тылу врага руководить партизанским отрядом. Командир отряда и еще несколько партизан попали в руки фашистов. По рассказам оставшихся в живых стало известно место, где расстреляли героев.

Родственники Полищука долго и безуспешно занимались розысками останков героя. Лишь спустя двадцать лет после его гибели недалеко от предполагаемого места расстрела братья Полищук обнаружили человеческий череп и кости. Принадлежат ли они телу Федора? А может быть, это останки нескольких людей?

Братья решили обратиться в Москву, в Институт судебной медицины. И вот цинковый ящик, обшитый черным материалом, в физико-техническом отделе института. В ящике — череп и кости найденного скелета. И отдельно — шесть снимков Федора, сделанных в разное время.

Перед профессором Юрием Михайловичем Кубицким и его ученицей, экспертом Аллой Степановной Кравчи некой, поставлена нелегкая задача. Выяснить, сколько лет пролежали в земле останки. Чьи они? Кто это был — мужчину или женщина? Уточнить множество других подробностей. А главное — выяснить принадлежность останков телу Федора Полищука. Выше и описано, как это было сделано.

Совмещение—анализ -идентификация

Еще в 40-х годах советский ученый профессор Ю. Кубицкий впервые в практике отечественной су-дебнонмедицинской экспертизы применил новый метод. Оказывается, принадлежность черепа данному лицу можно доказать, имея прижизненную фотографию.

Какие позы принимает обычно человек перед фотоаппаратом? Нетрудно заметить, что сниматься все любят, как правило, в фас. Редко-— в профиль (не принимая в расчет тех случаев, когда это делается помимо желания человека). И очень часто — анфас с поворотом головы.

Изучая проекционное соотношение между черепом и мягкими тка

19