Техника - молодёжи 1978-01, страница 19

Техника - молодёжи 1978-01, страница 19

ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ВЫВЕТРИВАНИЕ

4 FeO ♦ Oj-»ZFe» Oj

Круговорот кислорода весьма сложен, так как, кроме основной своей формы (02), кислород выступает во множестве химических форм и различных соединений — воды и других неорганических и органических веществ. На этой упрощенной схеме показаны некоторые пути круговорота кислорода на Земле.

проникновения некоторых жестких излучений. Кислород способен соединяться со многими элементами земной коры. В непрерывном круговороте биосфера обменивается с атмосферой и гидросферой водяным паром, кислородом и двуокисью углерода. Весь кислород атмосферы проходит через живое вещество примерно за 2000 лет. Быть может, последний выдох римского гладиатора стал сегодня вашим «вдохом» во время зарядки...

Исчерпаемы ли ресурсы свободного кислорода? Какие процессы и районы биосферы несут основную ответственность за поддержание кислородного баланса? Эти вопросы вызывают сейчас все больший интерес ученых, ибо без их решения немыслим долгосрочный прогноз влияния деятельности человека на окружающую среду.

Доктор географических наук О. Добродеев попробовал сравнить затраты кислорода на окисление горючих ископаемых с количественным выражением других статей баланса кислорода в биосфере. Ученому удалось подсчитать количество свободного кислорода, выделяемого растениями суши. Затем было определено, сколько кислорода поставляет растительность океана. При этом оказалось, что выделение кислорода с единицы площади на суше значительно больше, чем в океане. Около половины всего кислорода биосферы производят территории, наиболее богатые влагой и теплом, — пояса Земли, близкие к экватору.

По подсчетам Добродеева, оказалось, что все растения Земли еже

годно выделяют кислорода больше, чем расходуется в настоящее время при сжигании горючих ископаемых. Казалось бы, баланс не нарушен... Но «излишек» кислорода почти полностью расходуется на окисление отмирающей части живого вещества и в атмосферу не попадает. Правда, часть органического вещества успевает избежать окисления, будучи погребенной в осадочных породах. Оно-то и «экономит» кислород, составляющий приходную статью кислородного баланса биосферы. Любопытно, что больше всего свободного кислорода остается в результате захоронения органического вещества в озерах и реках. Следовательно, считает Добродеев, общепринятое представление, что основной поставщик кислорода — леса, оказывается неточным.

Скорость окислительных процессов возрастает с повышением температуры. Поэтому в экваториальном и тропических поясах отмирающее вещество окисляется почти полностью. Не случайно, кстати, основные запасы торфа на Земле приходятся на страны умеренного и субарктического поясов, где низкие температуры способствуют накоплению значительной массы мертвого органическбго вещества в болотах, озерах и поймах рек.

Итак, лесные ландшафты жарких поясов лишь ускоряют круговорот кислорода, а не поставляют его в атмосферу. Долгое время основным поставщиком кислорода был пояс северного полушария, где наибольшую площадь занимают болота, озера и шельф океана. Но в по

следние десятилетия в связи с промышленным освоением Севера он же стал главным потребителем свободного кислорода, идущего на сжигание горючих ископаемых.

Общее количество свободного кислорода, оставшегося не истраченным на окисление органических веществ, по расчетам Добродеева, составляет около 0,5 процента от всего кислорода, появляющегося каждый год в биосфере. Это на порядок меньше величины расхода свободного кислорода, идущего на окисление горючих ископаемых. Таким образом, резюмирует исследователь, расход кислорода на сжигание топлива значительно превышает все естественные статьи баланса кислорода в биосфере и не компенсируется никаким другим процессом.

Правда, можно ребя утешать, что известных запасов этого топлива хватит только на то, чтобы израсходовать одну десятую часть расчетной убыли кислорода. Но разведанные запасы ископаемых постоянно растут.

...Существует надежный выход из этого положения — использование энергии, не требующей свободного кислорода.

Наменный вен в Заполярье

АЛЕКСАНДР САМОЙЛОВ

Голые холодные скалы Шпицбергена. Мог ли жить в этих местах наш далекий предок — человек каменного века?

До последнего времени это считалось невозможным — ученые полагали, что самым древним стоянкам на Шпицбергене не более нескольких сотен лет.

Однако последние открытия советских исследователей удревнили начало заселения этих островов на несколько тысячелетий: в двух километрах от берега сотрудницей шпицбергенской экспедиции М. Соловьевой была обнаружена самая северная в Европе стоянка человека каменного века. И вот что интересно: кроме обычных для таких стоянок обработанных камней и следов костров, в цоколе террасы на плите песчаника, обращенного к морю, обнаружено изображение кита. Точность рисунка свидетельствует, что он был сделан с натуры. Но как это могло случиться, если киты не заходят так далеко на север?

М. Соловьева считает, что люди появились на Шпицбергене более пяти тысяч лет назад, когда климат на Земле был значительно теплее современного, а в Арктическом бассейне обитали более теплолюбивые животные.

2 «Техника — молодежи» Ni 1

17