Техника - молодёжи 1978-05, страница 29

Техника - молодёжи 1978-05, страница 29

СЕНСАЦИИ НАШИХ ДНЕЙ

летального исхода будет сведена до минимума.

Ну что же... Сейчас у хирургов есть солидный опыт приживления потерянных конечностей, есть удачные пересадки некоторых внутренних органов. А что же дальше?

«Франкенштейн из Огайо»

Именно так коллеги именуют американского нейрохирурга Роберта Уайта из Кливленда. Бозможно, это прозвище и преувеличено — этот 50-летний ученый, конечно, не производит в своей лаборатории чудовищных гоминоидов.

Еще десять лет назад он впервые в истории медицины отделил мозг макаки, соединил его с кровеносной

системой другой обезьяны и в течение четырех часов наблюдал за изолированном живым мозгом (см. «ТМ», 1968, № 3). А ныне Уайт пересаживает... головы. Пока — у обезьян, мартышек-резусов. Вот как проходил один нз опытов Р. Уайта, описанный корреспондентом западногерманского еженедельника «Штерн».

Ассистенты вошли в обезьянник и остановились перед клетками с надписями «В-5» и «В-8». Сразу же расшифруем эти обозначения: «В» — это первая буква фамилии хирурга (White), а цифра — порядковый номер животного. На этот раз выбор Уайта пал на 5-летнего самца «В-5». Если попробовать перевести его возраст на человеческий масштаб, то «В-5» можно уподобить зрелому, тридцатилетнему мужчине. А «В-8» вдвое моложе.

В 18.20. обезьянам сделали уколы, погрузив их в глубокий наркоз, через четверть часа привезли в операционную и уложили на специальных столах, тщательно зафиксировав их в определенном положении на спннах, и закрепили головы особыми зажимами. Пока ассистенты занимались этим, в операционной начали собираться ближайшие сотрудники, «команда Уайта» — нейрохирурги Такйока и Тавлик и их помощники Джим и Поль Остин. Но вот все готово. Можно начинать.

Ровио в семь часов вечера Такио-кз привычными, отработанными движениями сделал первые разрезы на шее «В-б», а затем обнажил дыхательные пути, две артерии и столько же вен. Одновременно такую же операцию проводят и на «В-8». Потом обезьян переворачивают на живот, и Такиока обнажает им от затылка шейный отдел повво-ночника, и, глядя в микроскоп, начинает вшивать в артерии и вены искусственные кровеносные сосуды. А Уайт в это время внимательно наблюдает за показаниями приборов, регистрирующих давление крови и биотоки мозга животных, в головы которых варанее вживлены электроды.

Затем к телу «В-б» подключают аппарат искусственного дыхания и соединяют его четыре вены с кровеносными сосудами «В-8».

— Давление крови? Работа мозга? — коротко спрашивает Уайт и, получив ответ, так же коротко бросает: — О'квй!

Наступает критический момент — голову «В-8» отделяют от тела. Тело уносят из операционной, и теперь организм «В-б» питает кровью сра-

На снимках:

Большой палец ноги, пересаженный японскими хирургами на руну, прижился на новом мвсте (с. 26, слепа). Закончилась еще одна операция по приживлению ампутированного пальца, и руиа пациента вновь действует нормально (с. 26, справа). Нейрохирург Такиона привычными движениями делает первый разрез на шее обезьяны «В-8» <С. 27).

27