Техника - молодёжи 1978-08, страница 16но индуктора. И так продолжается до тех пор, пока не образуется слиток. Когда же его вынимают из защитной оболочки, как ядро из ореховой скорлупы, он распадается на кристаллы, причем вес некоторых достигает 250 г. Впрочем, это не предел — размеры искусственных кристаллов зависят только от размеров установки. Но вы вправе спросить: почему же контейнер оставался холодным, хотя температура расплава достигала почти трех тысяч градусов? Все дело, оказывается, в конструкции тигля. Вместо стенок у него медные трубки, от которых, как щупальца осьминога, змеятся шланги. По ним постоянно циркулирует обычная водопроводная вода. А в тигле расплавляется не весь объем белого порошка, а только та его часть, что непосредственно прилегает к холодным трубкам и образует защитную оболочку, внутри которой плавится остальной порошок. Ныне в лаборатории сектора монокристаллов работает новая установка 'ФИАНИТ-1, внешне напоминающая металлический шкаф с дверцей. Профессор Вячеслав Оси-ко при мне открывает ее, и моему взору предстает внутренность этого шкафа с «осьминогом «-охладителем в центре. Кстати сказать, эту дверцу можно открывать и во время плавки — кислород окислам не помеха. Правда, свечение настолько сильное, что глазам больно. Вот так и рождаются фианиты — целый комплекс различных материалов. Но я все-таки хочу остановиться на том, что меня больше всего поразило — на ювелирных камнях. Задолго до того, как они засверкали в кольцах, серьгах, кулонах и колье, их увидели гости сессии, посвященной 250-летию АН СССР. ...Есть в Москве завод «Эми-трон», специализирующийся на выпуске сложнейших приборов большой точности. С ним коллектив ФИАНа сотрудничает давно, и эти чисто деловые отношения перешли в крепкую дружбу. Очень важно и то, отмечает доктор технических наук, заслуженный изобретатель РСФСР Н. Иофис, что руководители и работники этого предприятия подходят к творческой связи науки с производством, учитывая интересы народного хозяйства в целом. Потому-то они не только согласились принять фиани-товские установки с холодным контейнером, которые сейчас успешно работают на друпих заводах и в лабораториях научно исследовательских учреждений, но н первыми наладили массовый выпуск чудесных кристаллов-фианитов. Это они, специалисты «Эмитрона», изготовили памятные сувениры к юбилейной сессии АН, а теперь продукция завода — великолепные ювелирные изделия с фирменной маркой — сияющая звезда в эллипсе — уже завоевали популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. В наши днн на «Эмитроне» вовсю работает новый для этого предприятия .цех народного потребления, работники которого во главе с В. Галченковым делают нз искусственных кристаллов призмы, гранят их, превращая в драгоценности. Как же это происходит? Заглянем в цех. На дверце невысокого и узкого шкафа — электронная схема, по которой работают станки: вот кассеты, заряженные десятками заготовок, ритмично поворачиваются от нуля до 90° н, на мгновенье коснувшись алмазного инструмента, отходят, вспыхивая первой гранью. А когда цикл операций завершился, в мон ладонн заструился каскад крошечных « бриллиантов». Мне рассказали, что электронный гранильщик сначала для пробы поставили в отделе новых материалов, которым руководит В. Гаври-лов. А теперь там вполне профессионально занимаются глиптикой — резьбой по камню. Интересно, что прототипом камней н гемм, сделанных имн, послужили сннмкн и слепки драгоценностей из знаменитой коллекции Эрмитажа. Передо мной пластина цвета персидской сирени — недавний «искусственный алмаз», прошедший в руках молодого рабочего все стадии обработки. Пластину окаймляет сверкающая огранка, а в центре. — светлый силуэт женской головки, играющий всеми оттенками розового цвета. Но я же анаю, что фианиты однослойны. В чем же дело? Оказывается, рамка и отдельные детали рисунка разнятся по высоте, а это н заставляет камень Причудливо светиться... Прекрасны не только бесцветные фианитовые бриллианты, но и кристаллы абсолютно черного цвета. Блеск черного нефрита, например, несравним даже с неполированным черным глухим фианитом. Природный камень в этом отношении зна чительно уступает искусственному. Но как же фиановцы получили кристалл такого цвета? Неужели им удалось найтн хромофор — химический элемент, которого и в природе быть не должно? Нет, они просто ваяли бесцветный кристалл, изъяли из его «решетки» часть атомов кислорода и получили то, чего теоретически быть не могло. Но интересно, что возможен и обратный процесс — стоит насытить черные кристаллы кислородом, как они вновь обретут прозрачную бесцветность. На заводе «Эмитрон» этим новым свойством воспользовались для создания мужских перстней. На фоне черной пластины забавно сверкает «бриллиант» : введением кислорода в одну «жирную» точку восстановлены ее прозрачность н бесцветность. В заключение хочется отметить, что работа фианонцев давно уже получила международное признание. В докладе, сделанном на конференции в Японии, вице-президент Международной организации по росту кристаллов Р. Лодис няпвпл фиановскую технологию самым значительным достижением в области использования сверхвысоких температур для получения новых материалов. Позже, на Первой европейской конференции в Цюрихе, всеобщее внимание привлекала таблица, представленная профессором В. Осико от имени В. Александрова, В. Прохорова и В. Татарнице-ва, в которой перечислялись все новые кристаллы, стекло и полн-кристаллнческая керамика, рож денные в холодном контейнере. Участников форума поразило не только разнообразие впервые синтезированных материалов, но и то, что неуанаваемыми стали даже ♦ старые знакомые», приобретшие новые свойства и неожиданный внешний вид. , Вот как бывает в науке: фиановцы заботились о развитии лазерной техники, а открыли совершенно новое направление в науке. И воплотили его в жизнь. «Осьминог» в холодном контейнере. Видны шланги, по которым циркулирует вода, охлаждающая контейнер. Его устройство поназано на схеме справа. Цифрами обозначено: 1 — медные водоохлаждающие трубкн: 2 — днище; 3 — кварцевый цилиндр; 4 — индуктор; 5 — расплав; 6 — гарниссаж.
|