Техника - молодёжи 1979-02, страница 48

Техника - молодёжи 1979-02, страница 48

'a 7807343276

4 23336430 48

j 7874009037

# 13210485

J 8805205

f ?094945i

* '0652 67J L

.2020490 — 528060475J

I JOB;

I

ФАКИР

БЕЗ

МАГИИ

КОРНЕЙ АРСЕНЬЕВ, наш спец. корр.

До встречи мы знали о нем немного. «Врожденные способности и напряженная тренировка позволили Валерию Лавриненко достичь выдающихся успехов в развитии памяти, воли, наблюдательности и внимания. Многие опыты Лавриненко никем из психоэкспериментаторов, кроме него, не исполняются. Например, он единственный в нашей стране человек, способный запомнить один раз услышанные 50—100 двузначных чисел, воспроизвести их в любом порядке и описать внешность отдельных людей, предложивших эти числа. Кроме того, Валерий Лавриненко находит определенного человека, сидящего в зале, спрятанный в любом месте предмет, угадывает задуманное слово в книге, любимую песню. В отличие от таких мастеров психологических опытов, как Вольф Мессинг и Куни, Валерий Лавриненко легко исполняет мысленные приказания без контакта с индуктором и даже с завязанными глазами».

Сообщение заинтересовало нас. Привлекали не столько «поиски определенного человека, сидящего в зале» и не исполнение мысленных приказаний (хотя и это любопытно), сколько редкостная способность Лавриненко к запоминанию.

...Редакционный конференц-зал был полон. Сто пятьдесят человек с нетерпением ожидали начала демонстрации. Посреди небольшого, свободного от зрителей пятачка стоит черный матерчатый экран. В первых рядах — самые придирчивые зрители. Лавриненко спокойно объясняет:

— Сейчас один за одним, по очереди, со своих мест должны подняться двадцать пять человек. Каждый называет двузначное число.

Я запоминаю число и внешность человека, назвавшего его. В это время позади меня за экран будут устанавливать картонки с изображенными на них числами. Пожалуйста... Начинаем.

Зрители предлагают: 18, 99, 77, 71, 38, 14, 02, 52, 13... Валерий внимательно всматривается в каждого. Взгляд его напряжен, впечатление такое, что он как бы составляет «опись» внешних примет человека.

Наконец процедура закончена, черный экран заполнен. Числа расположились на нем в виде таблицы — пять рядов по пять в каждом ряду. Таблица нужна, чтобы следить за правильностью ответов экспериментатора. Валерий смотрит в зал и находит какого-то человека. «Ваше число 77, оно находится в первом ряду, третье...» Поднимает следующего, потом еще и еще. В какой-то момент кажется, что в «запоминающей системе» неполадка — Лавриненко долго думает, волнуется. Внезапно лицо его покрывается потом. Но опасный участок пройден, и снова с удивительной легкостью Валерий вспоминает числа и их «авторов».

...Память. Где границы возможного? Сколько способен запомнить человек и как он оперирует знанием? Умеем ли мы фиксировать увиденное, услышанное, вычитанное? Вопросы невольно возникают по ходу эксперимента... Однако Лавриненко продолжает опыт.

— Теперь пусть несколько человек подойдут к экрану и прикрепят к нему картонки с нарисованными на них цифрами. Всего их должно быть сто. Как только «работа» закончится, я повернусь и в течение двух с половиной минут буду смотреть на экран. Засеките, пожалуйста, время. После этого, отвернув

шись от экрана, я попытаюсь назвать то, что на нем отображено...

В зале тишина, нарушаемая легким шепотом. Запомнит или не запомнит? Многие не могут понять — трудно это в действительности или нет? Конечно, если Валерий человек необыкновенный, способный, то ему все легко. Но как бы в опровержение этой мысли Лавриненко заявил, что все демонстрируемое им абсолютно просто и доступно любому человеку...

...Посмотрев на экран, Лавриненко отвернулся и через несколько секунд начал диктовать цифры, ряд за рядом: 7, 8, 0, 7, 3, 4, 3, 2... Снова лицо покрылось потом, чувствовалось, что в мозгу идет бурная напряженная работа. 5, 3, 3, 2, 1, 0, 4... Он называл цифры, беспокоясь, не ошибся ли. Пока все шло гладко...

Наконец следующая демонстрация.

— Сейчас я остановлю свое сердце, — заявил Валерий. — Пусть выйдет кто-нибудь с секундомером и проконтролирует.

Вышел парень, взял руку Валерия, нащупал пульс. «Начинаем!» Удары считались вслух. Один, два... Восемнадцать. Счет замедлился. Один удар в две секунды. Еще реже. Еще реже. Нет счета. Нет пульса. Парень заметно побледнел. Валерий же спокойно сидел на стуле и, казалось бы, был в беспамятстве — веки опущены, голова бессильно откинута. Но дыхание ровное и широкое.

Четыре секунды — вдох, четыре секунды — выдох. Но вот пульс появился. Сердце Валерия Лавриненко не билось в течение восьми секунд. И с каждым ударом все быстрее и быстрее возвращалось оно к «жизни», пока не вошло

ЖУРНАЛ ПРОВОДИТ ЭКСПЕРИМЕНТ