Техника - молодёжи 1979-03, страница 63

Техника - молодёжи 1979-03, страница 63

РОБЕРТ ГУН

(1635 — 1703)

Имена из учебника

Первооткрывателя закона пропорциональной связи между напряжением и деформацией упругих тел Роберта Гука называют одним из самых изобретательных и дальновидных умов в истории физики. Еще до Исаака Ньютона он подошел к формулировке закона всемирного тяготения и предупредил своего гениального соотечественника в разработке вопроса о цветах тонких пленок. Именно Гук заложил основные принципы кинетической

теории газов, предложив принять за ноль градусов температуру замерзания воды. Работая ассистентом у Роберта Бойля, Гук сконструировал и построил пневматическую машину — «прабабушку» паровой машины Уатта. Знаменитый «закон Бойля» получил свою точную формулировку благодаря Гуку, который преподавал своему патрону геометрию и начала философии Декарта. Гук одним

из первых сконструировал сложный микроскоп, первым ввел в обиход биологов слово «клетка» и положил начало учению о ней. Он стал первым биологом, придерживающимся эволюционной теории развития материи. И наконец, если кто и достоин чести называться прародителем современных метеоприборов, так это все тот же Роберт Гук.

Сын священника, Роберт учился сначала в Вестминстерской школе, потом в Оксфордском университете. В 1662 году получил ученую степень и был назначен «куратором экспериментов» в Королевском научном обществе. Жил в постоянной нужде, так как Королевское общество платило ему крайне мало. В поисках денег он добился профессорской кафедры в Грэшем-коллед-же, где читал лекции по геометрии. Однако среди своих современников Гук пользовался известностью не столько как «куратор» экспериментов Королевского общества и даже не как преподаватель Грэшем-кол-леджа, а... как городской землемер.

Санкция городского землемера Гука требовалась для закладки нового здания и на документе, удостове

рявшем право владения домом. В его ведении находились каналы, водопроводные трубы, мосты и причалы, рынки, городские часы — все то, что мы теперь называем коммунальным хозяйством.

Гук много и успешно занимался архитектурой, знал толк во всех строительных работах, начиная от закладки фундамента и кончая внутренней отделкой здания, разметкой садов и устройством фонтанов.

В сентябре 1666 года, после охватившего Лондон Великого пожара, погибло около 13 000 жилых домов и более 80 церквей. Предстояла громадная работа по восстановлению британской столицы. Представили свои проекты реконструкции

Лондона известный зодчий Кристофер Рен и его друг Роберт Гук. Членам Королевского общества понравился проект Гука, и его назначили ответственным за строительные работы. Так было положено начало многолетней совместной деятельности по застройке Лондона двух выдающихся людей — архитектора Рена и ученого Гука. Естественно, они часто помогали друг другу. Отсюда возникла путаница в определении того, что было создано только

Реном, а что — Гуком. Тем не менее дневник ученого позволил составить представление об этой стороне его деятельности. Большинство построенных им зданий, к сожалению, не сохранилось до наших дней, а авторство некоторых уцелевших сооружений приписывается Рену. Считалось, например, что Монумент на Флит-стрит, который показывают приезжающим в Лондон туристам как памятник Великому пожару, создал Рен. Сейчас биографы Гука утверждают: знаменитый Монумент воздвигнут по рисункам Гука. По складу своего ума и натуры Гук был слишком разносто-ронен, жаден до новых впечатлений и действий, чтобы посвятить себя какому-то одному предмету, одной стороне знаний. Вот почему он так и не воздвиг на фундаменте сделанных открытий стройного храма теории. И все же постоянно ищущий гений Гука подарил человечеству столько идей и открытий, что мы навсегда сохраним память о ярком и универсальном таланте этого человека.

НАТАЛЬЯ ШАПОВА

Москва

Однажды

Что вы имеете в виду?

Будучи отличным математиком, выдающийся итальянский физик Энрико Ферми <1901—1954) считал, что в физике не может быть места путаным мыслям и что физический смысл любого вопроса может быть объяснен без сложных математических формул. Как-то раз, перед выступлением на семинаре, индийский физик С. Чанд-расекар спросил у Ферми совета о том, как лучше выступить.

А зачем же я был президентом?

— На вашем месте, — ответил Ферми, — я бы не увлекался математическими выкладками.

— Что вы имеете в виду? — не понял Чандрасе-кар. — Если бы вы были таким, как я, или если бы я был таким, как вы?

Фундаментальные исследования по нейтронной физике, выполненные группой Ферми в Риме в 1934 году, были обобщены в статье, отправленной в Кембридж основоположнику ядерной физики Э. Резерфорду. Согласно договоренности он должен был представить статью Лондонскому Королевскому обществу для публикации. Случившийся в это время в Англии сотрудник Ферми, Эмилио Сегре, зайдя к Резерфорду, спросил, нельзя ли как-нибудь ускорить публика^ цию.

— А зачем же, по-вашему, я был президентом Королевского общества? — удивился Резерфорд.

И снова

о рикошете

Французское слово «рикошет» характеризует отскок, отражение твердого тела от преграды при падении на нее с большой скоростью и под небольшим углом. Для артиллерийских снарядов угол рикошетиро-вания от грунта разной твердости находится в пределах 15 — 20°. При отражении от водной поверхности артиллерийских снарядов удавалось получать до 22 рикошетов.

При рикошетно-настиль-ной стрельбе используют снаряды с взрывателями замедленного действия. Благодаря этому снаряд взрывается только после отражения от преграды. Это повышает досягаемость стрельбы и в некоторой мере компенсирует недолеты.

В результате потерь энергии при рикошете угол взлета не может быть больше угла падения или равным ему. Многократное

рикошетирование указывает на небольшие потери энергии при каждом отскоке.

Поскольку сверхбыстроходным судам сохранить устойчивость на верхнем пределе глиссирования

труднее, чем в режиме ри-кошетирования, рикошет может найти применение в судостроении будущего.

Проходя большую часть своего пути в воздухе, рикошетирующее судно будет испытывать только воздушное сопротивление движению. При обтекаемой форме и отсутствии крыльев это сопротивление должно быть меньше, чем у самолета. Поверхность воды при рикошетировании судна будет играть роль «направляющей плоскости, что облегчит управление им. Поскольку человек не приспособлен переносить быстро меняющиеся и значительные по величине ускорения, рикошетирующие аппараты с автоматическим или телемеханическим

управлением будут вначале, вероятно, использованы для быстрой доставки грузов — почты, продуктов, топлива и др.

ВСЕВОЛОД АРАБАДЖИ Горький