Техника - молодёжи 1979-07, страница 9К МЕЖДУНАРОДНОМУ ГОДУ РЕБЕНКА Удивительное сходство произведений малолетних художников с берегов Дуная или Ганга, со склонов Кордильер или из австралийских пустынь позволяет утверждать, что детям свойственны в первую очередь коллективные человеческие переживания, всеобщие чувства, опора на людской опыт, накопленный в памяти поколений. Вот несколько рисунков тех, кто родился уже после того, как младенчески прозвучали в эфире позывные первых искусственных спутников и первые следы землян остались на лунной поверхности. На рисунке тринадцатилетнего Володи Пелюсткова с Украины «Обсерватория» (внизу) изображена станция космического наблюдения будущего, в которой оптические приборы заменены принципиально иными. На огромном экране мы видим переданное из межпланетных далей телеизображение летящей ракеты. Каков его принцип: лазерное телевидение, космическая голография, нейтринная связь?.. Другой юный художник, Алеша Стефанов (16 лет, УССР), назвал свой рисунок «Работа на Луне» (стр. 8). Как видим, Луна «обживается» не только учеными и космонавтами, но и детьми, которым — кто знает! — может быть, предстоит совершить к ней реальный полет, осуществить свои нынешние проекты. Тогда Ьни сумеют про верить, какими при близком рассмотрении окажутся лунные моря и горы. Такими ли будут цистерны с запасом жидкого земного воздуха, планетоходы, виднеющиеся на горизонте, метеоритные впади ны и лик Земли в лунном небе? Странное чувство возникает о? живописных фантазий современных детей: подчас кажется, что они являются не столько результатом игры воображения, сколько первыми шагами в изучении космоса, своеобразным «заданием на будущее» себе и всему своему поколению. Александру Волынцу из Киева лишь пятнадцать лет, но его рисунок «Автоматическая межпланетная станция на Меркурии» (стр. 6) отличает несомненная зрелость. Лучи близкого Солнца, подобно нескончаемому прибою,
|