Техника - молодёжи 1980-01, страница 62

Техника - молодёжи 1980-01, страница 62

16 марта 1894 года. В этот вечер сорокалетний инженер Патентного бюро поделился с известным полярным исследователем Э. Норден-шельдом своей заветной мечтой — отправиться к Северному полюсу на воздушном шаре. Многие шведы уже знали Андрэ. Несколько лет назад он покорил соотечественников своими смелыми, в одиночку, полетами на шаре «Свеа».

— Доложите об этом на заседании Географического общества. Я поддержу вас, — посоветовал Нор-деншельд.

...В своем докладе Андрэ указал на безрезультатность санных экспедиций. «Есть средство, словно специально созданное для такой цели, — сказал он. — Это воздушный шар. На таком шаре может быть совершен полет через ледяные пустыни...» Эта идея была высказана более полувека назад, пояснял Андрэ, энтузиасты воздухоплавания искренне полагают, что полярные условия совершенно идеальны для полетов. За прошедшие годы появилось много подобных проектов, но все они по разным причинам — в основном за недостатком средств — так и остались на бумаге.

...Американский полярный исследователь командор Чейн хотел отправиться к полюсу на связке из трех больших шаров. Известный французский воздухоплаватель Си-вель в 1872 году разработал проект аэростата объемом 18 ООО куб. м и диаметром 34 м, который должен был поднимать 10 человек с продовольствием и снаряжением. Поскольку в полярных путешествиях необходимо экономно расходовать каждый кубический метр водорода, то для удержания аэростата на определенной высоте и уменьшения потери газа Сивель изобрел специальный компенсатор. Он представлял собой герметическое кольцо, наполненное воздухом. При изменении высоты объем воздуха в компенсаторе оставался неизменным и выполнял роль автоматического балластного устройства.

Интересный проект предложили в 1890 году французы Безансон и Эрмит. Аэростат объемом в 16 ООО куб. м, названный ими «Сивель», должен был транспортировать целый полярный домик, изготовленный из ивовых прутьев. В домике было достаточно места для 5 человек, 8 ездовых собак и продовольствия на 80 дней. Домик был снабжен полозьями и легко превращался в передвижной.

В Географическом обществе план Андрэ не встретил серьезных возражений. Его одобрили. Андрэ предложил построить небольшой аэростат, способный нести трех человек и держаться в воздухе не

менее 30 суток. Разногласия возникли только по вопросу о возможном направлении ветров в околополюсном районе. Синоптические данные о центральном арктическом бассейне были крайне скудными. Больше было догадок и предположений. Андрэ надеялся на благоприятный ветер, который позволил бы за шесть суток долететь от Шпицбергена через полюс до Берингова пролива, а там предполагалось встретить китобойные суда. Кроме того, Андрэ предложил оснастить аэростат системой парусов и гайдропов, испытанных еще на «Свеа», позволяющей шару отклоняться до 30 ° от направления ветра.

Средства для экспед1*ции были собраны за несколько месяцев. Большие суммы пожертвовали «динамитный король» А. Нобель и барон Диксон. Аэростат объемом в 4800 куб. м был заказан французскому фабриканту Анри Лашам-бру — видному специалисту в этой области. Конструкция представляла собой обычный шарльер, модернизированный самим Андрэ. Он, в частности, отказался от верхнего маневренного клапана, справедливо полагая, что его работе будет препятствовать снег и лед. Два небольших клапана располагались на экваторе шара. Верхняя часть оболочки сосх-ояла из трех слоев пролакированного шелка. В гондоле, сплетенной из испанского камыша, известного своими исключительно упругими свойствами, находилось спальное отделение и фотокомната. Исследователь собирался заняться фотографическим картографированием и прямо в полете проявлять материал. Большую часть времени аэронавты намеревались проводить на крыше гондолы, защищенной от ветра брезентовыми полотнищами. Запасы продовольствия и снаряжения на четыре месяца хранились в несущем кольце. Три гайдропа разной длины должны были автоматически удерживать шар на высоте в

150—200 м; если он снижался, они ложились на землю, облегчая таким образом вес. Сообщения на Большую землю, предполагалось передавать с помощью почтовых голубей, помеченных специальными клеймами, и сбрасывать пробковые буи. Оригинально решалась проблема приготовления пищи в полете. Кухонный аппарат подвешивался на несколько метров ниже гондолы и дистанционно приводился в действие. Горение контролировалось с помощью зеркала...

Летом 1896 года экспедиция отправилась к Датскому острову, расположенному на северо-западе Шпицбергена, примерно в 1100 километрах от полюса. Там был построен ангар для аэростата. Многие хотели лететь вместе с Андрэ. Он выбрал двадцатипятилетнего Н. Стринберга — прекрасного фотографа и физика. Третьим участником экспедиции стал метеоролог Н. Экхольм.

Но полет в том году так и не состоялся. Не дождавшись попутного ветра, Андрэ вернулся в Швецию. На обратном пути он встретился с Нансеном, только что вернувшимся из легендарного дрейфа на «Фраме». Ф. Нансен заявил, что достаточно изучил воздушные те» чения в приполярных областях, чтобы «смело усомниться в успехе воздушной экспедиции на полюс». Осенью из состава экспедиции вышел Н. Экхольм. Он пришел к выводу, что шар не отвечает необходимым требованиям и полет заведомо обречен... Неудачи не сломили Андрэ. Его убежденность и настойчивость обезоруживали самых больших скептиков. Следующим летом Андрэ вновь отправился на Шпицберген. Место Экхольма занял инженер Кнут Френкель.

В конце июня шар был собран и наполнен водородом. 11 июля задул долгожданный резкий южный ветер. Посоветовавшись со спутни

Карта маршрута экспедиции С. Андрэ.

Карта маршрута экспедиции С. Андрэ.

83е *

О» р

s Л*

30" А tfi.7.ta97

rlt)/Y|lj

0е 5

'гЮЕ iMQi'P

0° 6tf

й- /

■ш

^пешии поход

***

/

нняц

О <5 9

Белый

ЫЛ +

°

с*ь*1»0« З.Й

земда

ЕВ0