Техника - молодёжи 1980-04, страница 24

Техника - молодёжи 1980-04, страница 24
ТЕХНИКА НА ВЫСОТЕ

Что ни говорите, а спортсмены все-таки рисковый народ! Причем ищут трудности сами.

Скажем, какой горнолыжник откажется от услуг подъемника, стремясь поскорее и с удобством добраться до желанной белоснежной вершины. А все зачем? Чтобы ринуться вниз и, рискуя налететь на камни и деревья, вихрем спуститься к ее подножию...

Заядлые альпинисты, экономя каждую драгоценную минуту отпуска, мчатся к горам на комфортабельных реактивных самолетах. И все для того, чтобы затем медленно, с огромным рюкзаком за плечами, обливаясь потом, прошагать в связке по опасным тропам...

Впрочем, горнолыжников и альпинистов легко понять. Ведь смысл спорта и сводится к тому, чтобы проверить себя в труднейших условиях, в единоборстве со слепой и грозной стихией. Но вот к чему лишние сложности и хлопоты

техника и спорт

сотрудникам горноспасательных служб, ученым и другим специалистам, которым приходится постоянно работать в горах? Уж кому-кому, а им просто жизненно необходим удобный и надежный транспорт, во многом облегчающий их деятельность.

Вопрос о создании такого транспорта не раз поднимался на страницах нашей печати (см., например, «ТМ» № 1 за 1978 год). Но пока конструкторы в тиши кабинетов обдумывают узлы и схемы будущих вездеходов, энтузиасты, загоревшись этой идеей, уже пытаются воплотить ее в жизнь. Не мудрствуя лукаво, они несколько модернизируют обычные серийные машины и, отправившись в горы, испытывают свои детища в деле, стараясь «приручить» их к каменистым и снежным склонам. Ведь, как говорится, время не терпит!

Рассказ о последних предприятиях такого рода мы и предлагаем вниманию читателей.

О поездке на Кавказ инженеров и водителей из Рыбинска, кстати, организованной по инициативе «ТМ», сообщил нам инженер

ИГОРЬ ЮВЕНАЛЬЕВ

«БУРАН» В ГОРАХ

Мотонарты, выпускаемые Рыбинским производственным объединением моторостроения, нет необходимости представлять читателям — они достаточно хорошо зарекомендовали себя у охотников и спортсменов, сельских жителей и оленеводов. Эти снегоходы можно встретить и на дрейфующих станциях в Ледовитом океане, и на просторах норильской тундры... Так вот, в марте 1978 года под Рыбинском были успешно испытаны улучшенные образцы «буранов». После этого по предложению редакции «ТМ» было решено проверить их на Кавказе, чтобы в дальнейшем приспособить для нужд горноспасателей, гляциологов, метеорологов, да и горнолыжников — там, где нет подъемников.

Надо сказать, что «бураны» предварительно успели побывать на па-мирском леднике Абрамова, но теперь им предстояло освоить несколько иное бездорожье.

В один из майских дней 1978 года к отрогам Главного Кавказского хребта отправились два новеньких снегохода. Хочу сразу же предупредить — водители мотонарт отнюдь не собирались штурмовать вершину Эльбруса. Их задача была куда прозаичнее : узнать, как поведут себя машины в экстремальных для них условиях высокогорья с характерным рельефом и климатом. Поэтому «бураны» претерпели лишь минимальную модернизацию: их снабдили несколькими новыми узлами (испытанными, кстати, на равнинных полигонах) — тем подготовка снегоходов к необычному вояжу и ограничилась.

...Наступило 13 июня 1978 года, когда участники экспедиции, возглавляемые инженером Рыбинского объединения С. Тихомировым, собрались на станции «Мир», расположенной на высоте 3500 м над уровнем моря. Позади — пробные заезды по трассам, намеченным по совету начальника спасательной службы «Приюта одиннадцати» Магомеда Ибрагимова.

Старт! Взревев моторами, «бураны» уверенно, со скоростью 15— 17 км/ч двинулись наверх... Так начались две недели напряженнейших суровых испытаний. Снегоходы поднимались до высоты 4800 м,