Техника - молодёжи 1980-05, страница 13

Техника - молодёжи 1980-05, страница 13

космосом

Более четверти века назад появились первые работы Походае-ва. Пейзажи — среднерусские или северные — давали зрителю возможность сопережить с автором глубокие чувства* любви к отчей земле, единства с родной природой. Уже тогда в палитре художника появились излюбленные им чистые синие и лазурные тона неба, сизая прозелень студеных рек и морей. Но холодное тихое мерцание зачарованных полуночных земель вдруг сменялось на холстах знойными ветрами Азии, жаром Средиземноморья. Пламенеющие, сочные краски расцветали под кистью, вторя обликам далеких «заморских стран». В многочисленных путешествиях по разным континентам художник лишь укреплял свой талант, вбирая в память пространства целой планеты.

Его рано привлекла тема труда, жизни в суровых краях, человеческой стойкости. Он вглядывался в лица полярников, шахтеров, рыбаков, летчиков, воинов. Затем пришло углубленное знакомство с монументальной и светлой мощью древнерусских храмов, городов, сторожевых монастырей. Оно помогло художнику понять эпическое величие русской истории, характер народа-исполина. И еще. Стало ясно, что шагнуть в будущее подлинное искусство может, лишь опираясь на многовековую толщу народной культуры. Поэтому на всю жизнь запомнить тихо струящийся синий свет с фресок Дионисия, лица древних воинов и пахарей, ставшие иконописными ликами под тонкими кистями- изографов, для Походаева оказалось так же важно, как впитать в свое творчество опыт советского искусства 20—30-х годов, напряженное внимание к человеку в портретах своего учителя Г. Ряжского, динамику, чувство современности и монумента-лизм А. Дейнеки, одухотворенность К. Петрова-Водкина. Потом ему стала близка и страстность Эль Греко с его бурным натиском на холст, и задумчивая поэзия пейзажей Р. Кента, полотен Э. Уайта и Дж. О'Киффа.

Но для художника важен не только культурный кругозор, не только профессиональное мастерство. Четырнадцатилетним мальчишкой участвуя в обороне Моск-

В открытом космосе. 1979 г. Холст, масло.

Из серии «Интеркосмос». П. Кли-мук и М. Гермашевсний. 1979 г. Холст, масло.

вы, он приобрел первый горький жизненный опыт. С тех пор и в далеком прошлом России, и в жизни своих современников, священной «войной победивших войну», Походаев учился видеть прежде всего чистоту и величие человеческого духа. Советских солдат-победителей, этих воинов мира, заслонивших его юность от вражеских пуль, он изобразил в картине «Победа», воспроизведенной на первой странице обложки этого номера. Основной характеристикой его творчества закономерно стала ведущая тема реалистического искусства XX века. «Походаев в первую очередь художник темы мужества», — заметил однажды Т. Салахов, выделяя важнейшее качество его произведений.

Существенна и другая отличительная черта работ Походаева. Он мастер композиции, лаконичной, внутренне осмысленной, подспудно раскрывающей замысел произведения. С самых первых своих работ избегая замкнутых, «ин-

терьерных» пространств, художник словно стремился видеть как можно дальше, вглядываясь за линию горизонта. На его холстах с каждым разом все больше раскрывалась необъятная земная ширь, все больше наполняло их бездонное, вечное небо... Редкое произведение было лишено этого ликующего прорыва в голубую высь. От карти« ны к картине художник искал свой, глубоко взволновавший его образ небесной стихии. Она являет-

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Изобретатель салаков

Близкие к этой страницы