Техника - молодёжи 1980-05, страница 14

Техника - молодёжи 1980-05, страница 14

ся для Походаева далеко не бесстрастной, она активно формирует волю людей, заставляет их полностью проявить свои могучие внутренние силы. Это и есть то самое «небо», которое тысячелетиями звало человека к полету и неудержимо влечет к себе талант живописца.

Личное знакомство с летчиком-космонавтом СССР А. А. Леоновым, первым в мире художником — очевидцем космоса, стало тем поворотным событием, благодаря которому бескрайнее небо картин Походаева стало «космосом» — далеким и близким одновременно. В 1975 году он создает холсты «Ракетчики» и «Далекие планеты», начиная новый этап своего творчества. За ними следует целый ряд все более значительных р£бот, посвященных теме освоения космоса: «Дублеры», «Первый космонавт Земли», «В открытом космосе»... Его знаменитая работа «Союз» — «Аполлон», посвященная совместному советско-американскому полету, была увидена миллионами людей в странах социализма и в США

Огромный масштаб, всеохват-ность и динамика событий новой

космической эры вскоре привели художника к созданию целых серий живописных работ, которые в будущем, по мысли автора, могут послужить материалом к монументальным фресковым панно. Таковы его работы в серии «Интеркосмос». По сути, это галерея портретов особого типа — словно отдельных кадров из жизни космонавтов, запечатлевших облики интернациональных экипажей из социалистических стран. Пока картин всего четыре — столько было совершено совместных полетов по программе «Интеркосмос». Но, конечно же, художник готовится к продолжению этого цикла произведений. Ряд пейзажей из серии «Вселенная» — попытка средствами станковой живописи выразить величественную, захватывающую красоту планетарных, межзвездных, галактических «пейзажей». Свечение пылевых туманностей, рождение и гибель звездных систем, гигантские сияющие протуберанцы космической плазмы — вот новые сюжеты для изобразительного искусства, требующие от художника безупречного вкуса, творческой смелости и неистощимого мастерства. Космос — это не черная зловещая без

Столкновение двух миров. 1979 г. Холст, масло.

дна, он живописен, он удивительно красив, убеждает нас художник. Вот в открытом космосе парит одинокая фигура человека в скафандре. Она может показаться беспомощной и беззащитной, но это лишь «эмбрион» будущей космической цивилизации землян, которым предстоит освоить, обжить бескрайние пространства...

И в искусстве и в космосе человек не может быть одиноким. Может быть, поэтому столько надежд Походаев возлагает на опыт коллективного художественного творчества. В 1976 году он возглавил созданную в Союзе художников СССР творческую группу «Интеркосмос», сразу привлекшую к себе мастеров из большинства социалистических стран. (О группе художников «Интеркосмос» журнал начал рассказывать в № 9 за 1979 год.). Творческая взаимопомощь позволяет ее участникам идти по горячим следам современности, запечатляя неповторимую духовную атмосферу происходящего космического штурма. Плодотворность начавшихся контактов показывает, что дорога в открывшиеся перед человечеством дали не может быть пройдена в одиночку и требует объединения еще на Земле усилий многих людей — от ученых до художников...

Начиная с двадцатого столетия, из века в век в бескрайнем космосе будет происходить проверка величия человеческого духа, воли людей к знаниям, к созидательному творчеству. Но уже сейчас, здесь, на Земле, в заваленной картинами и книгами мастерской художника происходит «испытание космосом» творческой и душевной зрелости мастера. И он неодинок. Ныне в творимый космос искусства сознательно устремляется все больше художников всех возрастов из разных стран мира. Мы видим, как в их творчестве обнажаются глубинные гуманистические традиции мирового искусства, впитавшего в себя ту «древнюю, человечью любовь к соседней звезде», о которой вдохновенно писал советский поэт Павел Васильев.

Освоение космоса, начатое нашей страной, может быть плодотворно продолжено согласованными усилиями всех людей Земли. Оно будет означать обживание и очеловечивание космоса. Это всемирное дело неосуществимо только средствами науки и техники: его призвано одушевлять и укреплять искусство мечты и воли, самое зрелое и передовое искусство своего времени. Творчество художника Юрия Архиповича Походаева принадлежит этому искусству.

ВАЛЕРИЙ КЛЕНОВ