Техника - молодёжи 1979-02, страница 66шей просьбе сотрудник Гидрометео-центра СССР кандидат географических наук М. Мастерских воссоздал синоптическую обстановку, соответствующую 20—26 декабря 1923 года в районе Северной Африки и западной части Средиземного моря. По этой карте были «проиграны» варианты движения свободного аэростатического тела — им стал неуправляемый дирижабль. «Запустили» дирижабль от того места, где было найдено тело командира. Гидрометеоцентр рассчитал скорости ветров и сделал заключение. Двигаясь по эллиптической траектории вдоль линии изобар последовательными курсами: юго-восток, юг, юго-запад, к вечеру 26 декабря это условно взятое тело вполне закономерно окажется над... Ин-Салахом или его окрестностями! Значит, часовой не ошибся! Вероятность появления дрейфующего дирижабля вновь в центре Сахары была велика. Возникает вопрос: а почему же за эти дни никто из невольных пленников «Диксмюде» не воспользовался парашютом? На первый взгляд так и надо было поступить. Но первый день дирижабль дрейфовал над морем, а последующие — уже над пустыней. Кто же решится покинуть хотя и неуправляемый, но дрейфующий при слабом ветре дирижабль и очутиться один на один с пустыней, по которой рыщут до конца не усмиренные племена. Так, вероятно, и влекло их ветром, пока, не потеряв подъемную силу, дирижабль опустился где-то в обширном пустынном районе плоскогорья Хаггар, южнее или юго-восточнее Ин-Салаха. Как и океан, пустыня подолгу хранит свои тайны. 27 июля 1916 года во время налета на Севастополь бесследно исчез в Черном море дирижабль фирмы Шют-те-Лянца № 1Л. Приблизительно в то же время, что и «Диксмюде», исчез над Сахарой легкий английский самолет. Поиски были организованы широкие. А нашли случайно уже в 70-х годах. Мало поврежденным. Под крылом от палящего зноя прятались два мумифи цированных трупа. Рядом дневник. Очень подробный. Трагический. Писался до последней минуты и с полным сознанием неизбежной смерти. Возможно, лежат рядом с разрушенным временем, полузасыпанным остовом «Диксмюде» и дневники французских воздухоплавателей. Как знать, что написано в них с момента, когда земля получила последнюю радиограмму, за дни неторопливого дрейфа от места, где море поглотило их командира. ЧЕРТИК НА РАДИАТОРЕ К 3-й стр. обложки ЕВГЕНИЙ КОЧНЕВ, инженер Сейчас уже невозможно установить имя корабела, первым украсившего свое суденышко изображением божества. Очевидно, оно должно было покровительствовать и помогать всем .плавающим. Однако, когда мода на носовые украшения стала понемногу отмирать, причудливые фигурки нашли новое пристанище — капоты авто-мобилей. Сначала они обосновались на радиаторах машин так называемого высшего класса, сверкавших посеребренными дверными ручками, хрустальными вазами для цветов, панелями из дорогих сортов дерева, оконными рамами из слоновой кости. На капотах обязательной деталью этого «чуда техники» становились замысловатые скульптуры, олицетворявшие великолепие их создателей. Чего только не выдумывали фирменные дизайнеры! Фантазия их не знала границ. Самым ярким и самым старым примером погони за оригинальностью можно считать, пожалуй, мерседесовскую трехконечную звезду, обозначавшую то ли трех основателей компании, то ли три стихии, в которых трудолюбиво работали надежные двигатели Даймлера. А вот английский «роллс-ройс» предпочел Дух Экстаза, впервые появившийся на машинах в 1911 году в облике миловидной девушки с руками-крыльями. Любопытно, что вначале, на первых моделях, она стояла на коленях. Но затем владельцы компании, поставлявшие свою продукцию коронованным и некоронованным властелинам мира, сочли такую позу не совсем приличной. Тогда-то, следуя желанию владельцев, девушка выпрямилась. Вот так, в полный рост, и стоит она до сих пор, венчая нос традиционно чопорных машин... О седой 'Старине вспомнила м компания «Уник», увенчавшая радиаторы своих автомобилей фигуркой вздыбленного кентавра, стреляющего из лука. Состоятельные заказчики украшали носы своих авто скульптурой богини Солнца (рис. 1). А на немецких автомобилях «рум-плер» возвышалась скульптура Ика ра — как дань фирмы собственному авиационному прошлому. Впрочем, символ оказался пророческим, машинам Румплера так и не удалось завоевать рынок, несмотря на оригинальность конструктивных решений. А вот другой металлический человечек оказался более удачливым. В 1923 году победителями чехословацких «Больших гонок вокруг республики» стали легковушки «гтрага», завоевавшие приз в виде парящего юноши с лавровым венком в руках. Эта скульптура и перекочевала на радиаторы всех «праг», выпускавшихся добрый десяток лет. Несколько необычным напоминанием о скорости стала фигура древнеегипетской пловчихи, изготовленной по специальному заказу в 1925 году (рис. 12). Почему англичанин-дизайнер остановил свой выбор именно на ней, сказать трудно. Но изящная фигурка отлично вписывалась в силуэт легковушки. А коли речь зашла об отвлеченной символике, нельзя не вспомнить склоненную назад латинскую букву «Б», красовавшуюся на радиаторах английских «бентли» (см. над рис. 3). Потом «летящие» буквы ставили на своих авто немецкие фирмы «Хорьх» и «Вандерер», английский «Остин», американский «Джордан» и многие другие, подхватившие эту модную идею. Но превзошла всех в этом отношении германская компания «Ауди», увенчавшая радиаторы своих автомобилей слегка отклоненной назад единицей. Да, самой натуральной единицей, издали напоминавшей просто крючок. Так фирма намекала покупателям о превосходстве своих изделий над продукцией конкурентов... На мысль о скорости наталкивали и изображения руки с натянутой гетивой и стрел, стреляющего лучника и т. п. Стрелы довольно долго продержались на капотах итальянских «ансальдо» {рис. 13), американских «пирс-эрроу», немецких «хорьхов», «австро-даймлеров». В наши дни они несколько видоизменились, став округлыми и приземистыми, буквально стелющимися по капоту. Всем известно, что сфинкс (рис. 5) олицетворял сразу несколько качеств: власть, силу и мощь. Притом, как полагали египтяне, он оберегал от всякого рода несчастий, кои на шоферском языке сугубо прозаически именуются дорожными происшествиями. Но на покровительство священных существ в наш век полагаются немногие. Вот и появились почти одновременно со сфинксами явно вызывающие персоны: забавные чертики (рис. 3), которые танцуют на радиаторе, строя ехидные гримасы 63
|