Техника - молодёжи 1980-05, страница 55

Техника - молодёжи 1980-05, страница 55

ТАЙНА СЕМЬИ КОРТИРИАЛ

СТАНИСЛАВ ГАГАРИН, писатель-маринист

Заметил их, гибнущих, третий штурман Валерий Фролов... Был конец июня — самое опасное время года для тех, кто плавает близ берегов Лабрадора. Сюда, на юг, от Гренландии и из Девисова пролива, вереницей тянутся айсберги, чтобы тихо умереть в теплых водах Гольфстрима. Но моряки хорошо помнят трагедию «Титаника»...

Я стоял на правом крыле мостика теплохода «Капитан Петрашов», когда Фролов доложил:

— Вижу красный огонь слева по курсу. Неровный какой-то, мерцает...

Я поднял к глазам бинокль и крикнул рулевому:

— Десять градусов лево! Прикиньте расстояние, Валерий Николаевич. Это действительно судно. Призывает на помощь...

...Они столкнулись с обломком айсберга, возвращаясь с промысла. Вахтенный штурман этого португальское го траулера своевременно заметил опасность, скомандовал отвернуть, да на беду рулевой выполнил команду поспешнее, чем следовало. Корму занесло, и скользящий удар пришелся в район машинного отделения.

Пока готовили пластырь, вода залила динамо-машину — рация лишилась питания, а аварийной станции у португальцев не было. Им оставалось только жечь фалыпфейры, надеясь, что их тревожный свет кто-нибудь да заметит.

Провозились мы с ними до утра. Сообща завели подкильные концы, обтянули их, прижав наш пластырь поверх уже положенного на пробоину португальцами. Заработали наши насосы, быстро осушив машинное отделение траулера. К нам на борт под

нялся немолодой капитан Эугенио Каоданиш.

— Благодарю вас, сэр, от имени экипажа, от имени наших жен и матерей, — сказал он по-английски.

— Оставьте, капитан. Мы просто выполнили свой долг... Сейчас подадут кофе. Кстати, почему так называется ваше судно — «Жуан Ваш Кортириал»? Кто это?

Эугенио Каоданиш пожал плечами:

— Какой-то мореплаватель... У нас их было предостаточно.

НЕОБХОДИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Позже, когда я занялся материалами, связанными с плаваниями Корти-риала и его сыновей к берегам северо-западной Атлантики, то убедился, что история этой семьи загадочна и необычна.

Но начать ее придется с отношений Португалии и Испании в эпоху Великих географических открытий. То было время лихое, героическое, жестокое: в погоне за самоцветами и не менее дорогими пряностями Востока европейцы пускались на разного рода авантюрные предприятия. Их не пугало, что сухопутный путь в Китай и Индию был труден и долог, останавливало одно — он наглухо перекрывался несговорчивыми правоверными.

Что делать? Я£но — искать морские дороги на Восток. Первым отважился на это португальский принц Энрико, известный в истории под именем Генриха Мореплавателя, хотя он ни разу... не выходил в море. Столь звонкое имя он заслужил иными делами: построил на Сагрише — бесплодном, каменистом мысе — обсерваторию и верфи, основал Морскую

академию. И результаты сих деяний не замедлили сказаться.

Не стану перечислять все походы португальцев вдоль африканского побережья на юго-восток. Напомню лишь, что в 1432 году Португалия овладела Азорскими островами, в 1487 году Бартоломеу Диас обогнул мыс Доброй Надежды, а 20 мая 1498 года корабли Васко да ГаМы отдали якорь у индийского города Каликут. Открыв водный путь в Индию,* португальцы овладели всей морской торговлей в Южной и Восточной Азии.

А что же Испания, извечная соперница лйссабонского двора? Ей пришлось протискиваться в Индию с «черного хода», что побудило Христофора Колумба направить свои корабли на запад от Европы.

После открытия Америки, которую все сначала принимали за Индию, Португалия не на шутку встревожилась. Ведь Ватикан давно закрепил за нею все земли к востоку от мыса Бохадор. Значит, «Индия» Колумба — явное посягательство на ее права. Дело едва не дошло до вооруженного конфликта...

Но папа римский отнюдь не желал ссоры между двумя столпами католицизма. Специальной буллой он в 1494 году узаконил сделанное Колумбом, рассчитывая, что население новых территорий вскоре будет обращено в «истинную веру», и без особых раздумий разграничил планету по меридиану, проходящему примерно в 600 км западнее островов Зеленого Мыса. Все, что лежало западнее его, отдавалось в распоряжение Мадрида, восточнее — Лиссабона.

Как только раздел мира произошел, Испания принялась спешно направ

53

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Плавание кортериала

Близкие к этой страницы