Техника - молодёжи 1980-07, страница 25

Техника - молодёжи 1980-07, страница 25

ры с двумя вертолетами, а на дизель-электроходе «Лена», еще не подошедшем к ледовому «причалу», остались контейнеры с колесами. Но работу надо начинать немедленно. И вот, чтобы быстро сделать ледовую разведку, механики приспособили к вертолету колеса от самолета Ан-2. Недостающие полуоси к ним выточили в корабельной мастерской. Конечно, все тогда было впервые: и люди и техника держали серьезный экзамен.

«Я летаю уже 28 лет, облетал всю Арктику, нередко бывал и над голой, сожженной солнцем пустыней. Но все это не идет ни в какое сравнение с тем, что увидел в Антарктиде.

Был ясный, ослепительно солнечный день. Отличная видимость, как мне казалось, по меньшей мере километров на 150. Но за 9 часов лета под крылом машины была одна лишь однообразная белая пустыня: ни ориентира, ни какой-то возвышенности, ни одного темного пятна, ни даже трещины.. » Так описывал И. Че-ревичный свой полет на Ил-12 из Мирного к геомагнитному полюсу 24 февраля 1956 года. В том же году первый антарктический авиаотряд налетал 1400 ч, перевез 400 т грузов, совершил 200 так называемых первичных посадок. В работе выяснилось, что Ли-2 и Ил-12 с обычными моторами не совсем приспособлены к новым трассам. Континент-то самый высокий на Земле. Поэтому в дальнейшем в Антарктиду стали посылать самолеты, оборудованные турбокомпрессорами (для повышения высотности полетов).

Четверть века летают наши пилоты в небе далекого материка. Они рассказывали мне о том, как учились делать взлетно-посадочные полосы, о штормах и ураганах, о «белой мгле», когда непонятно, летишь ты или висишь в неведомом пространстве, о спасательных операциях, когда приходилось вместо аэродромов использовать айсберги, и о тяжелых потерях, которые, увы, сопутствуют делам героическим.

Вот документ: «Взлет в Мирном сложный. Несмотря на тщательную укатку, аэродром был мягким, и в отдельных местах проталины, засыпанные снегом, тормозили разбег, колеса застревали». Так писал в отчете командир Ил-18 Александр Поляков, вернувшись из рейса Москва— Мирный—Москва в 1964 году.

Позже другой полярный летчик, Владимир Потемкин, рассказывал, как однажды на полпути со станции Молодежная в Мирный их Ил-14 попал в мощный циклон.

— Самолет ломало, бросало из стороны в сторону. Вдвоем с Анатолием Капрановым, командиром экипажа, мы с трудом удерживали штурвалы Порой казалось, все кончено. И все-таки удалось развернуть машину...

Был я хорошо знаком и с Евгением Куравлевым, командиром экипажа Ил-14 из подмосковного Мяч-ковского авиапредприятия. Говорю «был», потому что Куравлева уже нет среди нас. Его по праву ндзыва-ли рекордсменом: четыре раза командовал он авиаотрядами в Антарктиде. Однажды ему пришла в голову мысль выгрузить Ил-14 с корабля прямо на айсберг и использовать ледяную площадку как взлетную полосу (дело в том, что припай разломало и привычные методы разгрузки кораблей не годились). Эта труднейшая операция прошла успешно благодаря отваге ее исполнителей.

Когда наш Ил-18Д шел из Молодежной к Южному полюсу, заместитель председателя Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Герой Советского Союза Евгений Толстиков припомнил события более чем двадцатилетней давности.

— Тогда мне довелось руководить третьей советской антарктической экспедицией, — говорил он. — 24 октября 1958 года с аэродрома в Мирном поднялся Ил-12, пилотируемый экипажем Виктора Перова, командира нашего, авиаотряда. Путь предстоял долгий и трудный. Мы должны были пролететь над центральными районами материка и выйти на американскую базу Мак-Мердо. Через 9 часов 20 минут после взлета наш-Ил достиг Южного географического полюса. Впервые советский воздушный корабль прошел над этой точкой. Перов сделал три приветственных круга над американской полярной станцией Амундсен — Скотт и взял курс на север, к Мак-Мердо, где мы приземлились через 4 часа 29 минут. Через сутки Ил-12 вылетел в обрат ный путь. Общая протяженность этого незабываемого перелета превысила шесть с половиной тысяч километров...

Дополню этот рассказ известного советского полярника. 11 декабря 1958 года в Мирный пришла тревожная радиограмма: одномоторный самолет «Остер» бельгийской антарктической экспедиции, вылетевший 5 декабря со станции Король Бодуэн в глубь континента, не вернулся на базу. На поиски отправился наш Ли-2, пилотируемый экипажем Виктора Перова. Работа летчиков осложнилась на редкость плохой погодой. Самолет Перова прошел около 11 тыс. км, пять раз приземлился в глубине материка, в совершенно неизученных районах. Только 16 декабря обнаружили пропавших, среди которых 6jm началышк бельгийской экспедиции капитан Г. де Жерлаш, и спасли их от неминуемой гибели. Членов экипажа Ли-2 наградили тогда советскими и бельгийскими орденами.

Снежно-ледовый аэродром станции Молодежная. Только здесь можно увидеть трактор рядом с самолетом (слева вверху).

13 февраля 1980 года. Встречать наш самолет на аэродром у горы Вечерняя вышли все зимовщики (слева в центре).

На склонах горы Вечерняя, рядом с которой построен снежный аэродром, поселились пингвины (слева внизу).

Под крылом — Килиманджаро (вверху).

На схеме — маршрут перелета (внизу).

23

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Рейс "ил 18"
  2. Значок полярный летчик

Близкие к этой страницы