Техника - молодёжи 1980-07, страница 23

Техника - молодёжи 1980-07, страница 23

также треногу для теодолита (конструкция vqacTHHKa экспедиции В. Рахманова, рис. 6) Вес заводской треноги — 4—5 кг нашей — 0,8 кг

Из дневника ДМИТРИЯ ШПАРО.

2 апреля. Сначала мы делали ежедневно семь 50-минутных переходов, потом стали одолевать по восемь. Это запланированная норма. И наконец 29 марта, окончательно поверив в свои возможности, пробежали десять «перегонов». Мы шли быстро. 10 часов почти беспрерывно. Конечно, были преграды — молодой лед, гряды торосов, снежные заструги, — и все-таки 30 км, по нашему мнению, мы преодолели.

Весь следующий день мы отдыхали. Вадим Давыдов смазал йодом губы и десны всем ребятам. Он произвел тщательный осмотр полости рта — это делалось по просьбе врачей ЦНИИ стоматологии. Потом мы стали заниматься гигиеническими процедурами. В горячей воде смочили полотенца со специальной пропиткой, обтерлись ими. Методика и средства гигиенической профилактики, которые передали нам специалисты Института медико-биологических проблем Минздрава СССР, выше всяких похвал.

Теперь о способе передвижения. Это ключевой вопрос любого путешествия. Предыдущие походы к пслюсу осуществлялись на собачьих упряжках и моторных санях. Я знаю людей, которые готовятся к переходу по льдам на парусных санях, на мотоциклах. Не так давно газеты писали о 600-километровом переходе грузовой автоколонны по припайному льду с материка на Новосибирские острова. Не сомневаюсь, что со временем люди найдут подходящий транспорт -для грузовых переходов по дрейфующему льду. Может быть, это будут машины на воздушной подушке. Но это в будущем. Мы же выбрали вариант похода на лыжах, с лодками (для переправ через разводья), без нарт.

В том, что серьезной альтернативы лыжам нет, мы еще раз убедились в походе. В день старта на переправе утонули две лыжи. Запасная была лишь одна, и кто-то должен был пойти пешком. На его долю приходилась облегченная ноша. И тем не менее все согласились: пешком идти хуже — постоянно отстаешь, больше потеешь. Я не говорю уже о рискованных переправах по тонкому льду: без лыж они просто невозможны.

Из дневника ДМИТРИЯ ШПАРО.

26 мая. Открытые трещины мы попросту перешагиваем, часто сожалея о том, что лыжи имеют длину всего два метра. Честно говоря, бывает страшновато, когда стоишь на прогнувшихся <гбеЬкидах» над черной ле

дяной водой. Думаешь, выдержат лыжи или не выдержат? В таких случаях два человека без рюкзаков страхуют переправу.

Вот совсем недавний случай. В паковом льду толщиной в три метра увидели трещину, похожую на ледяной погреб. Дно показалось нам крепким, и поэтому решили обойтись без страховки. Все перешли. Остались мы с Мельниковым. Я остановился, поджидая друга. Вдруг шум. Оборачиваюсь: лыжи перекинуты через трещину, а сам Толя висит под ними вниз головой. Как наш радист сумел опрокинуться, непонятно.

Через разводья мы переправлялись на надувных лодках. Их было две: маленькая весом 1,5 кг, грузоподъемностью 200 кг, и большая весом 12 кг, грузоподъемностью /00 кг. Эго модернизированные серийные лодки, изготовленные участниками экспедиции под руководством инженера И. Деревянко — создателя известной байдарки «Луч».

Лодка поменьше («Челнок») сделана из серийной лодки МЛАС-1 гражданской авиации. Грузоподъемность ее увеличена в полтора раза, а днище усилено поперечной балкой в виде независимого надувного отсека. Кормовая и носовая части симметричны, разделены перегородкой. Три человека надувают ее меньше чем за 5 мин.

Переправа на «Челноке» происходит следующим образом. В лодку садится один человек с байдарочным веслом и перебирается через водную преграду. К носу и корме лодки привязан капроновый фал, с помощью которого ее тянут с берега на берег, пока не перевезут всех людей и груз. При порожних рейсах на днище кладется груз (куски Льда), чтобы лодку не сдуло порывом ветра. Летом при спокойной погоде на «Челноке» мы форсировали тундровые реки шириной до 150 м.

Большая лодка — модернизированная серийная модель ЛАС-5М-3. Убрав элементы, наклеенные на корпус. мы уменьшили ее вес почти втрое Металлические клапаны поддува заменили капроновыми, чтобы не примораживать язык и губы. В носовой части дна вклеили дополнительный «ледовый» отсек для предохранения основных отсеков от повреждений.

На этой лодке можно переплывать разводья любой ширины, лишь был бы виден противоположный «ледовый берег». Она нужна и для того, чтобы обеспечить безопасность группы в обширной зоне смерзшейся ледяной каши, которая под действием ветра начинает разрежаться и перестает держать людей.

Из дневника ДМИТРИЯ ШПАРО.

24 мая. Перед походом к полюсу мы решили брать продукты на

«Челнок» опускают на воду.

14 дней плюс трехдневный неприкосновенный запас. Рюкзаки на старте и после каждого сброса продуктов весят по 45 кг. Питание осуществляется по обширной программе, составленной учеными Всесоюзного научно-исследовательского института консервной и овощес у шильной промышленности.

Что же мы едим? Оо'ед: 110 г сублимированного творога, 50 г сала, ржаной сухарь 3 га геты, 7 кусков сахара, конфета «Каракум» и ги «Чародейка». Ужин: гречневая крупа с молоком и топленым маслом и сублимированным мясом, сахар, галеты, чай. На завтрак то же, что и на ужин, но гречневая крупа заменяется геркулесом, а .чай — кофе.

Затраты энергии в походе составили около 7 тыс. ккал в сутки на человека при 10-часовой продолжительности ходьбы на лыжах. Суточный рацион питания содержал 5500 ккал при весе 1200 г, а дефицит энергии равнялся 1500 ккал. Субкалорийные рационы, то есть заведомо не покрывающие расход энергии, характерны для спортивного туризма и авто* номных пеших походов. Обычно такие походы продолжаются не более 29—30 дней, и суммарный дефицит энергии за это время не превышает 40—50 тыс. ккал. Для тренированного организма такой дефицит вполне допустим, но переход за эту границу для человека, находящегося в условиях холода и большого физического и нервного напряжения, связан с определенным риском. Поэтому в условиях сверхдальних автономных походов необходимы дни отдыха с усиленным питанием. На нашем маршруте из 76 ходовых дней на отдых отводилось 12. В результате этого суммарная задолженность энергии на маршруте не превосходила 30 тыс. ккал, а потеря веса участников за весь поход составила не более 2—3 кг на человека.

Поход показал, что при хорошей физической и психологической подготовке участников, а также при тщательной их экипировке и продуманной организации маршрута пе- ГшаиБуУГ шие сверхдальние марши по дрейфующим льдам вполне осуществимы.

!