Техника - молодёжи 1980-09, страница 14

Техника - молодёжи 1980-09, страница 14

Выдающийся советский писатель, академик, Герой Социалистического Труда Леонид Максимович Леонов широко известен как автор популярнейших романов, пьес, киносценариев, заслужив своим творчеством признательность советского народа. Его произведения всегда остры, поднимают актуальные проблемы, живописуют человека, его внутренний мир, его радости и стремления.

Все знают роман Л. Леонова «Русский лес», в котором автор выступает в защиту природы. Но далеко не все знают, что Леонид Леонов является членом Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Как известно, это Общество проводит большую и всестороннюю работу по сохранению и восстановлению памятников истории, привлекая к этому благородному делу общественность и, в первую очередь, молодежь.

Сегодня мы публикуем с небольшими сокращениями статью Л. Леонова, посвященную задачам охраны памятников истории Отечества.

ЛЕОНИД ЛЕОНОВ

Гражданская совесть и стариков ские предчувствия повелевают мне высказаться вслух по поводу нацио нальной нашей старины, вступиться за нее. Многое уже не воротить, тем громче надо вступаться в защиту уцелевшего

Оно правда, одним воспоминанием прошлого не проживешь. Старина лю бит красоваться в раме могучей современности, и сколько на нашей памяти увяло слав былых, не поддер жанных деяньями потомков. Плохо бывает не успевшим включиться в стремительный Гераклитов поток. Громадные империи уходят в пучину, как разломленные на штормовой волне старомодные корабли, — даже надменные религии пытаются пристроиться к ритму текущей жизни.

Время от времени врываясь в застойные будни, новые, высшей целе

сообразности идеи порождают гигантские, подобные Октябрю, события — ояи перепахивают карт} мира разоблачают мнимое благообразие прежнего уклада, ускоряют бег технического прогресса: так было и с нашей великой страной.

Неторопливые историки, когда придут на смену нетерпеливым нынешним летописцам подведут оконча-1ельт*й баланс соьершиашимся преобразив ниил^ с учехом и махериаль-ных достижений выдвинувших нашу державу на достойное индустриальное место. Словом, за минувшее пол-столетие накоплен немалый сундук добра, но и о прежних запасах нельзя забывать.

Так, с веками кладовые великого и трудолюбивого народа пополняются все новыми поступлениями его. социалистических трудов и вдохновений. Но уже и не различить под ними почтеннейшей, на самом дне хранящейся реликвии древней истории нашей, под сенью которой выигрывались всемирно исторические сражения и совершались неповторимые подвиги. В реликвии этой сосредоточилась вера нации в свое песенное бессмертие, помогающее ей пережить любое из стихийных напастей.

Почему-то выясняется на практике: чем старше, чем глубже уходит корнями такой, наивной рукой созданный предхмет, тем большей, почти магической обладает он силой воздействия. И оттого, что все на свете подлежит тлению, самые твердокаменные скрижали в том числе, то подобным до крайности хрупким, как знамя, сокровищам полагаются особые ласка и береженье. Предки наши от случая к случаю выносили из-под спуда на воздух изредившийся лос

куток прошлого, под колокольный звон поили вешним ветром досыта, молодили солнышком отускневшее золотое шитво. Иначе рассудительному хозяину никак нельзя, а то в нужде, как примется история еще разок огнем да мечом поверять тебя на годность для самостоятельного бытия, сунешь руку в заветный суй-дук, а там ветошинка одна, вся в плесенях да мышеединах. Такая в бой не поведет!

Помимо того, что велика и обильна, земля наша является сплошной равниной: почти без тряски, из края в край проедешь по ней на колесе, — чем, кстати, была значительно облегчена задача пытливых русских землепроходцев. Зато в черную минуту не оказывалось у нас никаких естественных географических преград — заслониться как от недолговременных европейских удальцов, стремившихся порезвиться на русских раздольях, пополнить казну, утолить воинскую спесь и любознательность, так и от потоков куда более грозной человеческой лавы, стихийно ввергавшейся к нам из незатухающих вулканов срединной Азии.

Тысячелетняя память, обогащенная* бедами совсем недавних столетий, воспитала в национальном русском характере, помимо прочих досто-хвальных качеств, даже странную, казалось бы, при исконном-то нашем забиячестве осторожность в обращении с судьбой. Голос прадедов не велит нам кичиться перед ней, хвастаться, идучи на рать, учит считать цыплят по осени, недавние суровые уроки Великой Отечественной войны подтверждают смертельную опасность всяческого шапкамизаки-д а й с т в-а. Нет, не о тугодумстве говорится в пословице насчет крепости нашей задним умом — лишний раз она указывает, сколь трудно учесть целиком все противоречивые и коварные обстоятельства, возникающие на просторе неохватных глазом территорий.

Наши былины и живопись не раз брали темой раздумье могучего, в броне, конного витязя на распутье посередь мертвой костью усеянного чистого поля. Заботливые деды и посмертно, самыми останками своими наставляют уму-разуму опрометчи-вых внучат. И в этом состоит их наука, что никому в нашей необъятности знать не дано, что поджидает тебя впереди — поганая Калка, пред-победное Бородино или славное поле Куликово

Для охранения подобных, ничем не огороженных пространств, как Родина наша, применяются особые средства... Прибегнем здесь к образу неких дальнобойных пушек, заряженных порохом не совсем обычной рецептуры. Как не бывает настоящего солдата без спортивного азарта при выполнении задания, без прицельно-

12