Техника - молодёжи 1980-09, страница 12

Техника - молодёжи 1980-09, страница 12

л

1943

Курская дуга

CT0P0>H«A9t

тк

В самый разгар битвы иа Курской дуге, 12 июля 1943 года, вермахт, не добившись успеха на центральном участке, задумал предпринять мощное наступление против Воронежского фронта, надеясь прорваться к Курску, навстречу ударной группировке IX армии, наступавшей с севера. Для этого в районе поселка Прохоровна были сосредоточены крупные бронированные соединения — II танковый корпус СС и три армейских танковых корпуса, насчитывавшие в общей сложности свыше 700 боевых машин, в том числе тяжелых «тигров» и штурмовых орудий.

Командование Красной Армии решило сначала измотать и ослабить противника в оборонительных боях, а затем перейти в контрнаступление. Для этого на южный участок Курской дуги перебросили 5-ю гвардейскую танковую армию и три механизированные бригады, в составе которых юло 800

было около орудий. Весь

танков и самоходных

день 12 июля в знойной степи бушевало крупнейшее в истории танковое сражение, и к вечеру фашисты откатились, понеся огромные потери — более 350 машин, еще утром являвших гордость бронетанковых войск рейха, и 10 тыс. солдат и офицеров вермахта.

ской партии, под руководством которой наш народ свершил подвиг, равного которому еще не знала история.

Славная оборона Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Москвы, Ленинграда, Сталинграда и многих других городов продемонстрировала жизненность и прочность советского общественного и государственного строя.

Золотой страницей в летопись Великой Отечественной войны вошло ожесточенное сражение, развернувшееся летом 1943 года на Курской дуге, в котором с обеих сторон участвовало более 4 миллионов человек, свыше 69 тысяч орудий и минометов, до 13 тысяч танков и самоходных орудий, 12 тысяч боевых самолетов. А 12 июля под Прохоровкой произошла крупнейшая в истории танковая битва: там встретилось в смертельной схватке до 1200 бронированных машин. В те дни артиллерист Василий Сергеев писал родным: «Если говорить откровенно, то вряд ли многие из нас уцелеют в этом пекле Мы не жалуемся. Другой судьбы нам не надо. Только бы жила Россия...»

В Курской битве потерпели окончательный крах надежды фашистских главарей выиграть развязанную ими войну, и вскоре она пришла на территорию «третьего рейха».

...И вот наступило 2 мая 1945 года, день, когда капитулировал Берлин. На разбитых стенах имперской канцелярии тогда появилось множество надписей, оставленных советскими воинами-победителями. Автору этих строк, участнику штурма столицы фашистской «империи», тоже довелось оставить свою метку на колонне рейхстага: «Мы пришли в рейхстаг потому, что фашисты хотели быть в Кремле».

А высоко над нами в тот майский день на фронтоне «рейхсканцляй» развевалось Знамя Победы — прямой потомок московского стяга, вдохновлявшего русских воинов на поле Куликовом шесть столетий назад...

До сих пор специалисты не смогли прийти к единому мнению о том, какой ценой Дмитрий Донской победил ордынцев на Куликовом поле. Однако для того, чтобы установить размеры потерь, понесенных войсками Дмитрия Донского и Мамая, необходимо знать их первоначальную численность. А именно здесь-то и нет никакой ясности. Автор «Задон-щины» сообщает, что русских было 300 тыс., врагов — «бесчисленное множество», при этом последних вырубили всего за 3 часа! А вот, скажем, битва при Каннах (216 год до н. э., всего участвовало 140 тыс. бойцов) длилась 12 ч, у Полтавы (1709 г., 75 тыс. воинов) — 10 ч. Бородинское сражение (1812 г., 250 тыс. солдат и офицеров), как известно, началось в 5 ч 30 мин и закончилось с наступлением темноты. Выходит, что самая грандиозная по своим результатам битва средневековья заняла куда меньше времени, чем баталии XVIII—XIX веков, в которых участвовало гораздо меньше человек и применялось гораздо более грозное оружие массового поражения — огнестрельное. Поэтому русский историк С. Соловьев пришел к выводу, что у Дмитрия Донского не могло быть больше 150 тыс. воинов, а военный историк А. Строков уменьшил эту цифру до 100 тыс., причем, по его мнению, им противостояло 130— 150 тыс. ордынцев. Некоторые же современные исследователи полагают, что на Куликовом поле сражалось до 25 тыс. русских и 40 тыс. кочевников и наемников.

Попытки установить истину делаются и сейчас, причем иногда не совсем обычным путем. Так, например, поступил наш постоянный автор Д. Зенин, статью которого мы предлагаем вниманию читателей.

НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ

ДМИТРИЙ ЗЕНИН, старший лейтенант

По традиции, идущей еще от «Задонщины», принято считать, что Мамай привел на Куликово поле «бесчислено бесчисленное множество» воинов, в то время как московский князь Дмитрий Иванович противопоставил ему около 300 тыс. окованной рати, а в основном сынов крестьянских от мала до велика. Последние, мол, и решили судьбу боя, разгромив противника, хотя и сами понесли колоссальные потери — чуть ли

ю