Танкомастер 1999-05, страница 12

Танкомастер 1999-05, страница 12

мительной и дерзкой, что немцы, не оказав серьезного сопротивления отступили. Однако через некоторое время вновь атаковали на участке 287 сп. В результате ожесточенного боя 3 батальон был выбит со своих позиций и рассеян, а 99 тбр окружена в районе Андреевки и продолжала вести бой в окружении до 10 часов следующего дня. После ввода 42 гв. сд ситуация несколько улучшилась, противник в этом районе был остановлен и несколько потеснен.

В течение всего дня, с небольшими перерывами, шли кровопролитные бои в урочище Сторожевое. Используя складки местности, а также лесной массив, 169 тбр, усиленная батальонами 58 мбр, совместно с частями 183 сд успешно оборонялась. Немцы сумели в течение дня вклиниться лишь на 1 км в лесной массив. Овладеть же хутором Сторожевое — ключевым пунктом обороны — им не удалось.

К концу дня стабилизировалась обстановка и в излучине Пела. Неудачей закончилась попытка после возведения понтонных мостов переправить танки дивизии «Мертвая голова». Из-за раскисшего грунта 56-тонные машины не могли подняться на крутые откосы правого берега. Наступление через захваченную еще ночью высоту 226,6 сорвалось. Его возобновление оказалось возможным только на следующий день.

Прибывший вечером под Прохоровку А.М.Василевский приказал П.А.Ротмистрову, для упрочения положения на наиболее угрожающих направлениях, выдвинуть части 29 тк, а в случае дальнейшего продвижения противника нанести в 21.00 контрудар. Но немцы большой активности не проявляли.

«Я приказал командиру 95 гв. с.д. гвардии полковнику Ляхову и командиру 9 гв. в.д.д. гвардии полковнику Сазонову ночной атакой выбить противника с занятых им позиций и восстановить прежнее положение» — докладывал командир 33 гв. стрелкового корпуса генерал-майор И.И.Попов в 20.00 генералу А.С.Жадову. Бои шли всю ночь и завершились лишь перед рассветом. Однако успеха не принесли. Но под их прикрытием на исходные рубежи начали выходить бригады танковой армии и части 42 гв. сд, готовившиеся с утра вступить в бой.

Таким образом, к исходу 11 июля обстановка под

11. Артиллеристы подразделения СС поддерживают огнем атаку своей пехоты, июль, 1943 г. (РГАКФД)

12. Планы советского и немецкого командования на 12-13 июля 1943 г.

(карту разработал и выполнил П.Шиткин)

Прохоровкой оставалась предельно сложной и неустойчивой. За два дня боев немцы продвинулись на 5 км, овладели ключевыми узлами обороны: совхозами «Комсомолец», «Октябрьский», выс. 226,6; потеснили наши части в районе х. Сторожевое. В окружении оказались части, оборонявшие Васильевку, Андреевку, Михайловку. До Прохоровки оставалось 2 км, но, главное, серьезных инженерных укреплений, за линией, на которую вышли немцы в этот день, у нас подготовлено не было. Было ясно — немцы готовятся к решающему рывку. Главная надежда оставалась на танковую армию генерала П.А.Ротмистрова. Именно она по решению командования фронтом должна была кардинально изменить ситуацию.

Замысел сводился к тому, чтобы нанести по врагу 12 июля контрудар по двум направлениям, сходящимся у Яковлево: с северо-востока от Прохоровки — 5 гв. танковой и 5 гв. общевойсковой армиями, с северо-запада — 6 гв. и 1 танковой армиями. Сковывающий удар в направлении Разумное — Дальние Пески наносили соединения 7 гв. армии генерала М.С.Шумилова. Все подготовительные мероприятия намечалось провести 11 и в ночь на 12 июля.

Это было второе контрнаступление наших войск за период с 5 июля. Но все просчеты и ошибки, а в конечном итоге, и результат его, почти в точности, был похож на первый. Некоторые исследователи не без основания видят в этом ошибки, прежде всего, командующего фронтом Н.Ф.Ватутина. Обе операции и 8 и 12 июля проводил штаб фронта под его личным руководством. Он неоднократно выезжал в войска. Задачу 2 тк 8 июля командующий ставил лично на КП корпуса под Прохоровкой, несомненно, зная, что основные его бригады еще в пути, а значит, слаженного удара не получится. Приказ и задачи армии на 12 июля П.А.Ротмистров также получил лично от Н.Ф.Ватутина в присутствии члена Военного Совета Н.С.Хрущева. По воспоминаниям Павла Алексеевича командующий знал, что одна треть армии состоит из легких танков Т-70, которые практически не могли в открытом бою успешно бороться с немецкими танками. А значит, еще до начала сражения закладывались в расчетах большие потери.

Кстати, несколькими днями ранее именно

ТАНКО МАСТЕР

10