Техника - молодёжи 1980-09, страница 33

Техника - молодёжи 1980-09, страница 33

ми» и герметичной металлической обшивкой предусмотрительно проложен утепляющий материал, а под полом размещены системы отопления, вентиляции и теплой канализации. Все это было продумано настолько тщательно и удачно, что мы, избрав ЦУБ основным элементом будущей базы, подвергли его лишь незначительным изменениям.

Например, в первоначальном варианте ЦУБ-2м получал тепло от котла ВНИИСТО-М4, потребляющего твердое топливо. Мы заменили его электропечами ТП-10-2.

Оригинально в ЦУБе решена система вентиляции. Холодный наружный воздух через приточный канал поступает под пол, проходит там через конвекторы отопительной системы и, нагревшись, подается в жилое помещение. А «отработанный» удаляется через цилиндрический дефлектор, установленный на кровле, причем температура и прочие параметры микроклимата регулируются автоматически. Воздух обновляется три раза в сутки.

Необычен и санузел в высокогорном варианте обитаемой бочки. Для того чтобы максимально упростить проблему канализации, мы снабдили модернизированный вариант четырехместного общежития финским сухим туалетом марки УПО. В его специальном отсеке термоэлементы и электровентилятор создают среду определенной влажности, в которой обитают микроорганизмы. Они-то и превращают фекалии в перегной, который затем высушивается и один раз (I) в год удаляется.

Таков ЦУБ-2м, в настоящее время считающийся лучшей «машиной для жилья» в экстремальных условиях. Кстати сказать, его удобно и перевозить по извилистым дорогам — нужны только гусеничные тягачи. Устанавливается дом на сборных железобетонных фундаментах. Цилиндрический корпус лучше, чем традиционный, противостоит сильным ветровым нагрузкам.

В таких-то бочках и станут жить диогены от спорта. А питаться они будут в высокогорной столовой, размещенной в других, прямоугольных блоках типа «Уют-1». В одном из них устроен обеденный зал на 20 человек, в другом — кухня со вспомогательными помещениями, объединенная в единый «пищеблок». В таких же модулях размещены медико-восстановительный центр с баней-сауной, помещения для администрации, обслуживающего персонала, радиостанция и т. п.

Колонна пробирается по извилистой и опасной горной дороге к подножию Эл ьбруса.

Так из стандартных, внешне совершенно одинаковых блоков нам удалось создать единый спортивный комплекс (см. центральный разворот журнала). Рядом с ним решено возвести обширный (30 X X 12 и высотой около 4 м) сборный алюминиевый ангар, предназначенный для резервной дизель-нон электростанции, деталей переносных канатных дорог и как гараж для ратраков.

Необычное расположение новой спортивной базы заставило сотрудников «Союзспортпроекта» искать нетрадиционные решения и других проблем. В частности, для снабжения ее водой были применены кап-тажные камеры, в которых собираются чистейшие 'стоки с ледников. В качестве резерва предусмотрено получение питьевой воды из снега и разработан способ доставки ее в цистернах снизу, по канатной дороге. Не было забыто и то, что нельзя все время употреблять «сверхчистую», высокогорную воду без риска получить заболевание зубов. Поэтому сочли разумным оснастить. водозаборный узел системой фторирования, насыщающей воду столь необходимыми человеку солями и заодно придающими ей привычный вкус, и установками, в которых уничтожаются опасные для человека микробы.

Все объекты, агрегаты и узлы эльбрусского комплекса будут получать электроэнергию по высоковольтной линии, а в качестве запасного источника предусмотрены дизель-электрические станции. Сооружение ЛЭП, конечно, обойдется недешево, но необходимость ее очевидна, как и прокладки телефонного кабеля от базы к Терсколу с последующим подключением в районную и междугородную телефонную сеть.

В общем, проблем у сотрудников «Союзспортпроекта» было немало, но их и сравнивать нельзя с трудностями, которые появились у генерального подрядчика — треста «Каббалкпромстрой», которому по

ручили строительство самой высокогорной в мире спортивной базы.

Мысль о том, что лучше всего возить ЦУБы наверх на тягачах, появилась не сразу. Конечно, проще и быстрее эту работу выполнила бы авиация — поднимают же вертолеты тяжеленные опоры ЛЭП, а самолеты — многотонные тракторы. Однако для самолетов в горах нет посадочных площадок, а могучие винтокрылые машины «задыхаются» на высоте 4000 м. Оставался наземный транспорт. Однако строительный сезон в высокогорье не превышает четырех месяцев. Он начинается в конце мая, когда со склонов сходит основная масса снега и появляется возможность расчистить дороги, с великим трудом проложенные. Лишь только после того, как удалось полностью реконструировать единственную хорошую трассу (с одной стороны — отвесная скала, с другой — про пасть!), ведущую от поляны Азау до станции «Мир», и пробить новый участок к площадке строительства, вверх двинулись гусеничные тягачи, груженные ЦУБами и тяжелыми фундаментами для них.

Летом 1979 года на месте будущей базы красовалось уже девять намертво закрепленных цилиндрических «хижин». Оставалось поднять жилые, административные, вспомогательные блоки, возвести очистные и водозаборные сооружения, подвести в горы электропитание и телефон, смонтировать просторный алюминиевый ангар, построить небольшой склад горючесмазочных материалов и несколько других объектов. Все работы предполагается завершить в 1981 году, но на этом сооружение спортивно-тренировочной базы в Приэльб-русье не закончится. Прежде чем продолжить рассказ, мне придется сделать небольшое отступление.

Возможно, кому-то из читателей доводилось водить мотоцикл на скорости 100 км/ч. Но делали ли

(Окончание на стр. 51J