Техника - молодёжи 1980-09, страница 44

Техника - молодёжи 1980-09, страница 44

В саду было безветренно и тихо.

Желты лист, повисший на паутинке, мешал сосредоточиться. Он долго крутился и все в одном направлении, а когда начал останавливаться, я^уже с интересом ждал, что будет дальше. По всей вероятности, листок начнет раскручиваться обратно. И можно понять мое удивление, когда после примерно тысячи оборотов лист, словно забыв, что, находясь на земле, надо прежде всего соблюдать физические законы (а в данном случае закон Гука), принялся вращаться... все в ту же сторону! Парадоксально!

Эта паутинка с ее феноменально малой радиальной упругостью надолго осталась в памяти. С тех пор все, что попадалось в литературе об образе жизни членистоногих, я тщательно изучал. Постоянно экспериментировал с разными «сортами» паутины, пытаясь открыть секрет безупругого вращения. Но успех не приходил. Казалось, что природа надежно спрятала эту тайну. Или я мало работал?

Что ж, ведь в одной только средней полосе России можно обнаружить десятки тысяч разновидностей паучьего творчества. А всего их в мире больше десяти миллионов. Где уж тут отыскать тот странный феномен! Тем более что нити могут менять свои свойства в зависимости от климатических, метеорологических, экологических условий и даже... от количества гроз, случающихся в данной местности.

Но я упорно продолжал искать ту единственную, неповторимую. И она нашлась после десяти лет упорных поисков. Первые испытания «дельты» — таково ее «рабочее» название — проходили в неестественно жестких условиях механического закручивания. Нить приняла на себя нагрузку в 400 раз большую, нежели обычные нити, в том числе и шелковые. После 40 тыс. оборотов при закрепленном конце она оставалась практически «нормальной», в то время как обычные нити рвались через 80—100 оборотов.

Величина обнаруженной анизотропии упругости «дельты» в поперечной и осевой плоскостях еще не была известна в материаловедении...

Итак, нить имеет чрезвычайно малую упругость вращения. Так что же? Пусть феномен останется просто феноменом? Или это удивительное свойство можно как-то использовать?

Оказалось, можно. По счастью, автору приходилось в свое время заниматься маятниковыми приборами специальных конструкций, разработанных конкретно для изуче-

«ДЕЛЬТА» -

ПАУЧЬЯ НИТЬ

ВЛАДИМИР БЕЛЯЕВ, инженер г. Ульяновск

источник свбта

„ дельтд"

МАЯТНИК

V,

1

сротодиод

САмописец

усилитель

Принципиальная схема фибриллярного потенциометра ФП-1.

Даже надежно заэкранированный от всех известных видов излучений прибор, сконструированный на основе паутинки, реагирует на включение электрической лампы.

ВОДА

„дельтя-

медь

АСББСТ

ния вариаций колебаний гравитационного поля Земли. До сего времени считается, что оно (гравитационное земное поле) стационарно, стабильно, если только не брать во внимание чрезвычайно малые отклонения от среднего значения (вариации), зарегистрированные на протяжении последних 50 лет. А вопрос этот интересует многих специалистов-геологов, геофизиков; регистрация изменений земного гравитационного поля позволяет первым обнаруживать рудные месторождения, а вторым — исследовать неоднородности в структуре планеты.

А что, если «попробовать» «дельту» в качестве составной части новых, принципиально отличных от маятниковых приборов? Вдруг ее уникальность, удивительное отсутствие сил упругости вращения повысит чувствительность необыкновенным образом?

Терпение и труд — основные качества исследователя и наблюдателя. Новые приборы были созданы. Автор назвал их «фибриллярными потенциометрами» — ведь нить состоит из фибрилла, органического соединения.

Первый прибор имел подкупающую простоту. Наилегчайшее кольцо, подвешенное на паутине, помещалось в стеклянный сосуд. В него после откачки воздуха подавалась стерильная газовая смесь кислорода и аммиака, это улучшало работу нити и увеличивало срок ее службы. Кольцо или диск натягивают паутинку, а сами они служат индикатором, вращаясь на подвесе.

Могло показаться, что новый прибор представляет собой разновидность крутильного маятника. Нет. Если работа физических маятников обусловлена именно упругостью нити подвеса, то в маятнике фибриллярном отсутствие такой упругости и дает возможность проводить тончайшие измерения.

В диске были сделаны две серповидные прорези. Для чего? * Автор понимал, что прибор должен быть как-то связан с регистрирующим устройством, самописцем. Как их объединить? Решение оказалось элементарным. Сверху в прорезь подавался световой луч, а снизу ставился фотоэлемент так, что при малейшем вращении диска за счет прорезей освещенность фотоэлемента менялась, а значит, изменялся и фототок. А уж его-то нетрудно усилить и подать в самопишущий прибор.

Фибриллярный потенциометр, как бы подтверждая смутные догадки, заработал совершенно парадоксально. Монтаж его закончился поздно вечером, лаборатория закрылась, а весь комплекс аппара

42