Техника - молодёжи 1981-01, страница 24

Техника - молодёжи 1981-01, страница 24

Энономия топлива и уменьшение (посчитайте экономию в масштабах онсичности выхлопных газов — страны!). Кроме того, за счет более ее глобальные проблемы, над кото- полного сгорания в отработанных га-ыми ломают головы автомоторо- зах такого двигателя почти пол-троители во всем мире. На ЗИЛе ностью отсутствуют столь вредная оздан двигатель ЗИЛ-1ЭСФ, в кото- для здоровья онись углерода (угар-ром применен новый способ воспла- ный газ), окнсь азота, резно сниже-мененин горючей смеси — форна- ны другие вредные примеси. На дви-мерно-факельное зажигание. Принцип гателе установлен трехкамерный карего действия заключается в следую- бюратор: две камеры подают «бед-щем: обедненная горючая смесь в ос- ную» гмесь, одна, связанная с фор новной камере сгорания зажигается камерами, — «богатую», мощным факелом, выбрасываемым Мотор уже готов к серийному про-ерез сопловые отверстия из допол- изводству. В одиннадцатой пятилеже нительной намеры — форкамеры, им будут оборудоваться автомашины где богатая горючая смесь воспламе- ЗИЛ-130, некоторые модификации няется обычной свечой зажигания. ЗИЛ-169, а также грузовые автомоби->оркамерный двигатель позволяет ли Кутаисского н других автомобиль-снизить расход топлива на 10 —12' ных заводов.

ЗИЛ-131: штампы выдают стенки, петли, крючки, а сгибать на специальном станке, заклепывать, приваривать, подгонять все детали, словом, делать более 20 операций приходится Зоголю. Такая же кропотливая работа по сборке навески капота, по крыльям, решеткам фар и некоторым другим частям автомобиля.

Но как споро поворачивается Зоголь между штабелями заготовок! Подхватив металлическую пластину, плавно опускает ее на стол станка, накладывает сразу несколько мелких деталей и в четкой последовательности, чтобы не сдвинуть с места, приваривает точечной сваркой. Каждый раз заканчивает операцию эффектным и точным броском в штабель готовых деталей. В его движениях нет ничего случайного, все строго рационально. И вскоре я стал различать даже подобие музыкального ритма, который менялся по мере того, как менялась операция. Финальный бросок детали звучал словно завершающий аккорд этой «производственной мелодии». Чувствовалось, что и сам Зоголь испытывает радость от выверенной точности своих движений, наслаждается «музыкой» своего труда.

Так «непрестижная», однообразная работа волей ее исполнителя превращалась в искусство, в осмысленное и одухотворенное действие.

Когда позже я спросил Зоголя, почему он так вдохновенно работает, он ответил не сразу. На его лице застыла хитроватая улыбка.

— А вы спросите спортсмена, зачем он каждый день выкладывается на тренировках и соревнованиях? Какая у него цель? По-моему, — продолжал он раздумчиво, — целей, как минимум, бывает две: одна ближняя — победить в данных конкретных состязаниях, вторая дальняя, более высокая — утвердить свое человеческое достоинство, доказать, что ты можешь больше, чем другие. Словом, дальше всех, выше всех, быстрее всех...

Он взглянул на меня, глаза его были очень серьезны.

— Вот и у меня. Во-первых, я взял высокие обязательства в честь съезда партии — двадцать шесть ударных недель каждый день выполнять сменную норму на 180 процентов. Поэтому ни минуты свободной. Даже когда иду по своим делам, стараюсь по пути сделать что-нибудь полезное для работы. Во-вторых, это у меня уже привычка, я должен работать на пределе.

В дни XVIII съезда комсомола Александр прочитал в газете о трудовом подвиге шахтера Михайлова, побившего рекорд Стаханова. «А можно ли побить абсолютный рекорд производительности труда на ЗИЛе? Вот здесь же, на своем

участке?» — подумал тогда Зоголь. И решил испытать свои силы, а заодно возможности заводского производства. Начал работу в 7 часов утра, уже в 10 выполнил сменную норму, а к концу смены выдал 301% плана!

Новому рекорду даже в заводоуправлении не поверили. Плановики возмутились: как так? Значит, у нас занижены нормы на этом участке? На другой же день пришли с секундомером. И опять Зоголь выдал три нормы, хотя на других участках и с одной за день не справлялись. В чем же дело?

— В желании, — коротко резюмирует Александр и добавляет: — Я как летчик-испытатель, мне хочется исследовать пределы человеческих возможностей. Да я и не могу иначе, не имею права. Пять лет меня выбирают комсоргом участка, и все эти годы наша группа в числе передовых среди 54 комсомольских групп корпуса. Многие ребята получили звание лучших рабочих предприятия. А кто-то ведь и для них должен быть примером.

Семь лет работает Зоголь на одном участке, здесь он может заменить любого, если кто заболеет, знает повадки и капризы всех станков. Если машина поломалась, он не ждет, пока ее починят, идет и работает в другом месте. А главное — продумывает технологию и приемы своей работы до тонкостей, доводит себя до автоматизма.

— Если бы все рабочие были такими, как Александр, — считает мастер цеха, — то мне на заводе делать было бы нечего.

Как-то бригадир соседнего участка, лучший строгальщик завода, лауреат премии Ленинского комсомола Николай Карпов, предложил Зоголю соревноваться. Александр отказался. «Не может марафонец соревноваться с мотоциклистом», — заявил он, прибегая к своим излюбленным аналогиям. Он прав, Николай работает одновременно на трех строгальных станках, а у Александра в основном «ловкость рук»... Правда, руки и у того и у другого золотые. Впрочем, как и у многих молодых зиловцев, крепко подружившихся с техникой.

ЕЩЕ ДАЛЬШЕ ПО ПУТИ НТР

В каком направлении работает сегодня конструкторская мысль автозаводцев?

Этот вопрос я задал главному конструктору ЗИЛа Анатолию Маври-киевичу Кригеру. Вот что он ответил:

— На встрече с рабочими нашего предприятия Л. И. Брежнев сказал, что коллектив ЗИЛа должен поса-

22

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Строгальный станок своими руками

Близкие к этой страницы