Техника - молодёжи 1981-08, страница 19

Техника - молодёжи 1981-08, страница 19

в городах, селах и на стройках в нашей стране и за рубежом. Работы из всех трех разделов взаимно обогащают друг друга и все вместе служат целям пробуждения в широких массах зрителей — в первую очередь среди молодежи — интереса к достижениям современной науки, техники, искусства, способствуют творческим поискам в пограничных областях гуманитарных и технических дисциплин. В программу проведения выставок на местах входит чтение лекций о новом жанре искусства с показом слайдов и экскурсиями. Создаются кинофильмы, диафильмы и слайд-фильмы, печатаются каталоги, афиши и буклеты, альбомы и книги, проводятся конференции и обсуждения, радио- и телепередачи...

В апреле 1981 года, к двадцатилетию первого полета человека в космос, в нашей стране был организован ряд художественных выставок. Международная художественная выставка «Время — Пространство — Человек», проходившая с 10 апреля по 5 мая в Киеве, в Республиканском выставочном павильоне Министерства культуры УССР, была среди них самой крупной. Она проводилась Оргкомитетом параллельно с выставкой в Свердловске и насчитывала более 250 экспонатов: от детских рисунков до живописных, графических и скульптурных произведений самодеятельных и профессиональных авторов из Советского Союза, Болгарии, Польши, ГДР, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Монголии, Кубы.

Специально готовился к знаменательной дате исторический раздел экспозиции. В нем были представлены произведения первых советских художников-фантастов за период с 1920-х годов. Работы одного из зачинателей жанра — доктора технических наук Г. И. Покровского — соседствовали на выставке с произведениями его современных последователей: В. И. Бурмистрова, Г. И. Тищенко,

A. А. Белого, болгарина Димитра Янкова.

Традиции «русского космизма» — этого самобытного движения в русской культуре конца XIX — начала XX веков — можно было проследить в творчестве последователей М. К. Чюрлёниса и Н. К. Рериха: московских художников С. И. Шиголева, П. П. Фатеева, Б. А. Смирнова-Русецкого,

B. Т. Черноволенко. Они еще в довоенные годы наметили лирико-философскую линию в космической фантастике, имеющую сейчас многих представителей среди художников нового поколения. Таково творчество М. Д. Стерлиговой и

В. Г. Казьмина, холсты В. А. Глу-хова и И. Г. Новоженова, композиции Ю. А. Миронова и В. К. Егорова.

Проникнутые высоким поэтическим чувством, работы А. С. Махо-ва посвящены образу современного человека, «космичности» и одухотворенности его бытия. Ближе всего к ним по основной теме оказались произведения Г. Г. Голобоко-ва — мужественного художника из Саратовской области, зачинателя психологической фантастики. Всю свою короткую, но яркую жизнь он искал в окружающих черты человека будущего — совершенного, полностью развившегося космического существа.

Автор многочисленных празднично-ярких холстов В. Г. Лукья-нец поистине универсален. Древние цивилизации, НЛО, выросшие под иными солнцами дети будущего, отдаленные драматические эпохи земной истории, имеющие, по мысли художника, неоспоримую связь с «космическим фактором», — все это входит в круг его интересов.

Более строг к себе, но удивительно разнообразен и привлекателен в своем увлечении исторической фантастикой В. В. Смирнов. Обращение к данным исторической науки позволяет ему реконструировать облики древних и античных городов, средневековых летательных аппаратов и морских судов. Его одинаково привлекают легенды об Атлантиде и «Летучем голландце», история освоения воздушного океана. Загадочные инопланетные пейзажи, головокружительные впечатления, почерпнутые из воображаемых встреч с инопланетянами, упорные поиски следов космических пришельцев — все это запечатлелось в многочисленных работах профессиональных и самодеятельных авторов из различных мест нашей страны.

Выразить в своем творчестве дух неустанного поиска, устремлен

Выставка в Киеве была посвящена 20-летию полета Ю. А. ГАГАРИНА.

ную к иным мирам древнюю человеческую мечту, соединить любовь к родной Земле с благоговением перед бескрайностью вселенной стремятся художники группы «Интеркосмос». От тонкой психологической лирики до попыток создания современной космической эпопеи простирается диапазон усилий внешне очень непохожих друг на друга мастеров. Своеобразие национальных школ, творческой манеры, живописных и графических средств помогает зримо представить масштаб начатой народами многих стран грандиозной космической работы.

Мотив человеческого присутствия в космосе и космического начала в человеке, восторг перед по-новому увиденной вселенской красотой мира отличают работы руководителя группы художника Ю. А. По-ходаева. Мягкий юмор еще больше подчеркивает мечтательную за-чарованность героев А. Н. Лопат-никова небесной голубизной. Образы пионеров космической одиссеи — от Икара до Гагарина — привлекают в гравюрах А. Б. Якушина, первозданная красота нашей планеты и наполненное волнующими мечтами о полете детство — в мастерских офортах Д. М. Утен-кова и Г. Д. Калмахелидзе, мощь человека и его техники подчеркивается в гравюрах А. И. Веселова массивной многоцветной утяжелен-ностью изображенных фигур и аппаратов.

Стремление к активному соучастию в происходящем заставляет пристально вглядываться и еще раз осмыслять вместе с авторами недавние, но уже монументально грандиозные исторические события, запечатленные в космических сериях лауреатов премии ЛКСМ Украины — А. В. Чебыкина, ЛКСМ Белоруссии — Г. Г. Поплавского,

2 «Техника — молодежи» № 8

17