Техника - молодёжи 1981-08, страница 16

Техника - молодёжи 1981-08, страница 16

ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА-О ЖИЗНИ, О ЗЕМЛЕ,

1

КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО

ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ?

3

4

5

ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ?

С КАКИМИ НОВЫМИ. РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ7

КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ?

ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ7

НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ?

Василий Григорьевич Лазарев родился 23 февраля 1928 года в селе Порошине Алтайского края. Орбитальный полет совершил 27—29 сентября 1973 года совместно с'О. Г. Макаровым в качестве командира космического корабля «Союз-12».

В ходе орбитального полета проводились испытания и проверки усовершенствованных систем корабля, отрабатывались процессы ручного и автоматического управления в различных режимах полета. Космонавты проводили спектрографирование природных образований в интересах народного хозяйства.

Экспериментальный полет корабля «Союз-12» был одним из этапов работы по дальнейшему совершенствованию космических пилотируемых кораблей.

Ответы космонавта на анкету журнала записал В. Егоров.

J Совсем недавно мы отмечали большой юбилей —20-летие полета Юрия Гагарина. Освоение космоса в 60-е годы было действительно штурмом, каждый полет становился новым шагом в неведомое. Юрий Гагарин по праву считается первопроходцем. Вопросы, которые стояли перед учеными в те времена, кажутся сегодня не только простыми, но и, пожалуй, наивными. Вопрос первый: сможет ли человек жить в космосе? Утвердительного ответа со стопроцентной гарантией не мог дать никто, хотя на орбите уже побывали животные.

Сможет ли человек мыслить в космосе, сохранит ли способность производить операции по управлению космическими аппаратами? Вот какие вопросы волновали тогда ученых. И Гагарин своим 108-минутным полетом ответил на все. А сегодня мы несем в космосе трудовую вахту, работаем в интересах астрономии, астрофизики и многих других наук. Космонавтика прочно вошла в наше народное хозяйство, и будущее развитие человеческой цивилизации просто немыслимо без нее.

Собственно, уже сейчас на орбитальной станции «Салют-6» проводилась широкая программа изучения природных ресурсов. Выполненный за три с половиной года комплекс взаимосвязанных теоретических и практических исследований не имеет аналогов в мировой практике. За время работы основных экипажей и экспедиций посещения съемкой покрыто около 50 млн. км 2 суши и Мирового океана, получено свыше 50 тыс. высококачественных снимков. Эти исследования весьма актуальны. Ведь стремительно возрастающие потребности в минеральном сырье, бурное освоение обширных районов, постоянно увеличивающееся влияние человеческой деятельности на природу требуют точных данных о ресурсном потенциале страны. Получать их с борта орбитальных станций несравненно проще, чем традиционными методами. Данными, полученными со станции «Салют-6», широко пользуются сегодня картографы, геологи, океанологи, специалисты сельского и лесного хозяйства, а также многих других отраслей в Советском Союзе и зарубежных странах.

2 Путь в космос для меня лично был непростым. Правда, техникой я всегда увлекался. Ходил в Дом

пионеров, занимался в различных кружках. Кстати, там и паек давали, а время-то было голодное, военное. А потом мы с моим школьным другом — сейчас он профессор, заведует медицинской лабораторией в Рязани — собрались в летную спецшколу. Но друг мой не прошел по состоянию здоровья, а из солидарности я тоже не стал туда поступать. В результате мы оба стали студентами Свердловского мединститута, а потом нас перевели на военно-медицинский факультет в Саратов. Тогда бурно развивалась реактивная авиация, и Родине требовались специалисты-медики, которые понимали бы суть того, с чем человек начал сталкиваться, пересев на новые самолеты. Нужны были люди, которые на своем опыте знали бы, что такое большие скорости, высота, перегрузки, вибрации, шумы и другие непривычные факторы. Окончив военно-медицин-ский факультет, я оказался в группе врачей, окончивших впоследствии Высшее Харьковское авиационное училище. Первый год после его окончания все мы работали летчиками-инструкторами. Затем я стал летчиком-испытателем (а до этого отработал некоторое время врачом-хирургом). Когда в 1959 году организовывался отряд космонавтов, мне предложили пройти комиссию. Безусловно, я сразу согласился, но требования тогда были очень строгими. Забраковали меня из-за ошибки медиков: они неправильно сделали рентгенограмму грудной клетки, а повторять не рискнули, во избежание переоблучения — ведь облучали нас полностью, «с головы до пят». В 1962 году мою кандидатуру отвергли вторично, уже по другой причине, так что в отряд я попал только с третьего захода. Получилось так, что медики как бы отомстили мне за измену их профессии. Уже в 1964 году я был включен в состав дублирующего экипажа корабля «Восход-1», в котором на орбиту впервые поднялись трое: В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров. Это был первый экипаж, в который, кроме командира — профессионального летчика, — вошли один из создателей корабля и врач.

3 Говоря о полете Гагарина, я уже упоминал, что никто из ученых не мог тогда предсказать, как будут воздействовать на человека так называемые неблагоприятные факторы космического полета. Однако в пер-

14