Техника - молодёжи 1981-09, страница 48

Техника - молодёжи 1981-09, страница 48

гов, мягко говоря, либерально. Ну а фармакологические фирмы на Западе с каждым годом выпускают все больше таких препаратов. При этом идет направленный поиск химических веществ, которые не поддавались бы обнаружению существующими средствами контроля. Вот и идет противоборство между спортивными медиками и химиками-бизнесменами.

— И кто же, по вашему, победит? — спросил я заведующего отделом Антидопингового центра, кандидата биологических наук В. А. Семенова. — И всегда ли можно узнать, есть ли в организме постороннее вещество?

— В конце концов восторжествует справедливость, — ответил Виталий Александрович. — На ее защиту встает большинство спортсменов, тренеров, руководителей спортивных организаций. Ведь сейчас нередко случается так, что отлично подготовленный спортсмен, трудолюбивый, талантливый, вдруг проигрывает более слабому во всех отношениях противнику. Проигры вает потому, что тот принял до пинг! Кроме всех прочих бед — моральных, правовых, физических, — это в самой основе подрывает главный принцип состязаний — равенство условий. Спорт должен очиститься от нечестных методов борьбы!

А вот на ваш вопрос о возможности выявления допингов еще в середине прошлого века ответил русский химик Н. П. Буковский. Он обоснованно утверждал, что любой фармакологический препарат, находящийся в организме даже в самых малых дозах, обнаружить можно. Дело только в сложности анализа и достаточном времени на его проведение. Тем более это верно для нашего времени. Сегодня наступление на допинг становится всеобщим. Еще в 1962 году в Москве на сессии МОК была принята резолюция, которая при звала национальные олимпийские комитеты и международные федерации по всем видам спорта акти визировать борьбу с применением запретных средств. Об этом же говорилось на первом Международном конгрессе спортивной науки в Токио. Через три года была создана особая медицинская комиссия, в задачу которой входит организация антидопингового контроля. В Италии, Франции, Бельгии ныне действуют законы, карающие тюремным заключением или большим денежным штрафом ловчил от спорта. Причем наказываются не только участники соревнований, но и тренеры, массажисты, врачи и даже официальные лица, толкавшие спортсменов на этот скользкий путь.

Хотя советские спортсмены не были причастны к фармакологической лихорадке, в нашей стране еще десять лет назад было принято решение о введении антидопингового контроля. И создание соответствующего центра у нас вызвано не внутренними причинами, а заботой о развитии международного спортивного движения, сохранении чистоты олимпийских принципов.

Веру в победу над алом вселяет то, что даже менее совершенные средства анализа начиная с Олимпиады в Мехико обеспечивали успех. Тогда была лишена медалей уличенная в приеме стимуляторов шведская команда пятиборцев. В Мюнхене медики разоблачили 18 спортсменов, и среди них «победителя» в заплыве на 400 м американца Р. Димона. Его тут же от странили от участия в состязаниях, а затем и вообще дисквалифицировали. Справедливое наказание постигло и велогонщиков Голландии. Хотя допинг обнаружили в орга низме лишь одного спортсмена, всей команде пришлось расстаться с бронзовой медалью.

Благодаря нашему Антидопинговому центру для морально нечистоплотных спортсменов вообще не будет никаких шансов на успех. Это подтвердила Московская олимпиада, где контроль прошли все призеры. В командных видах спорта проверяли или всех членов команды, или нескольких — по жребию.

Ритуал обычно начинался с того, что официальный представитель судейской коллегии и медкомиссии вручал олимпийцу карточку, приглашающую на взятие пробы. В комнате, оборудованной всем необходимым, у спортсменов брали для исследования слюну, кровь или мочу. Пробу делили на две порции, и на каждый флакон наклеивали кодовый номер участника состязаний. Фамилию его заносили в протокол, подписать который надлежало лишь председателю медкомиссии, представителю команды и самому спортсмену. Та ким образом, фамилию проверяемого знало ограниченное число лиц.

Как показала практика, такая предосторожность необходима. Она ограждает от вмешательства людей, склонных к необъективным решениям, а то и к подтасовке фактов.

Ящик-контейнер с флаконами опечатывали и отправляли в Антидопинговый центр. Один из них сразу же поступал на анализ, а другой в опечатанном виде хранился на случай протеста руководителей команды. Если бы такое случа

лось, то после анализа содержимого второго флакона «приговор» считался бы окончательным.

ТАЙНЫ ПОИСКА

Выявление допинга и в самом деле тайна специалистов. Только они с помощью своих методик и довольно сложной аппаратуры могут поставить столь щекотливый диагноз. Сотрудники московского центра могут выявить в два раза больше запрещенных препаратов, нежели соответствующие лаборатории на предыдущих Олимпиадах, причем гораздо быстрее. Если, например, раньше для выявления анаболиков уходила неделя, а то и больше, то теперь — сутки.

Методов контроля существует немало. Это газовая и тонкослойная хроматография, масс-спектромет-рия и спектрометрия, ядерно-магнитный резонанс, радиоиммуноана-лиз, инфракрасная спектроскопия и некоторые другие. Наиболее совершенным считается комплексный метод хромато-масс-спектрометрии. Им с успехом пользуются специалисты Чехословакии, Англии, Франции, Италии, Бельгии и нашей страны. С его помощью можно не только разделить в биологической жидкости присутствующие в ней химические вещества — что, кстати, является одной из самых трудных задач общего анализа, — но и расшифровать состав новых фармакологических препаратов, оказавшихся в организме человека.

Анализы проводятся качественные и количественные. Без этого не определить, был принят допинг или просто лекарство от насморка. Тем более что некоторые препараты в малой дозе являются лечебными, а в большой — допингами. Качественный анализ, проведенный, например, с помощью отечественного газового хроматографа «Цвет-106», дает общую картину состава вещества в пробе. А последующие манипуляции с химическими реактивами приводят к тому, что удается выделить допинги или продукты их распада в чистом виде. Полученные препараты сравнивают с эталонными и таким образом уточняют, что же в действительности принял спортсмен.

Одни вещества удерживаются в организме минуты, другие часы, а некоторые — несколько дней. Соответствующая таблица помогает определить качество и количество принятого спортсменом допинга.

И ныне центр постоянно ведет углубленные физико-химические исследования. Так что с уверенностью можно оказать, что на спортивных состязаниях допинг не пройдет.

46

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Как самим оборудовать спортивную комнату?

Близкие к этой страницы