Техника - молодёжи 1981-10, страница 19

Техника - молодёжи 1981-10, страница 19

1980 год. Лениногорск сегодня и.., Риддер 60 лет назад.

КАДРЫ ИСТОРИЧЕСКОИ ХРОНИКИ

Рабочий класс Риддера на праздничной демонстрации.

«Красные инженеры» овладевают основами горного дела.

Восстановление узкоколейной железной дороги.

Такая система значительно повысила производительность труда горняков, за ее внедрение группа ле-ниногорских специалистов и рабочих была удостоена Ленинской премии.

В бригаде Юрия Ямщикова, лауреата премии Ленинского комсомола, каждый владеет многими видами бурения — пневмоударного, алмазного, шарошечного. Хорошо знают ребята и смежные профессии — крепильщика, электрослесаря. Новичков учит делу сам Юрий. Небольшого роста, сухощавый, совершенно не умеет повышать голоса — всегда спокоен, улыбчив. Если надо перетащить оборудование из забоя, вместо двух буровых штанг весом по 14 кг взваливает на плечи четыре. Ни одна бригада не может перебазироваться с одного подземного участка на другой так же быстро, как бригада Ямщикова.

Но сила бригады не только в усердии и рабочей сноровке. Сам Юрий закончил вечернее отделение горно-металлургического техникума. Володя Поступинский, Толя Вязигин, Вячеслав Якушев учатся на третьем курсе политехнического института. Из семерых членов коллектива четверо вступили в партию, двое — комсомольцы.

Помню, подземные выработки Лениногорского рудника вклинились далеко под днище открытого Андреевского рудного карьера — там оставалось еще немало добротной руды. Через провалы карьера в шахту хлынул морозный воздух. 2 «Техника-молодежи» № 10

Буровые снаряды вмерзали в скважины так, что не вытащишь. Но ребята из бригады Ямщикова не отступили, они находили оригинальные выходы из трудного положения и даже перевыполняли задания. Их успех подтвердил теоретическую разработку тогдашнего директора рудника М. Ф. Шнайдера о возможности одновременной добычи сырья из одной залежи как подземным, так и открытым способами.

Михаил Фатеевич Шнайдер, ныне начальник технического отдела комбината, держит на ладони поблескивающий камушек — образец лениногорской руды. В ней содержится до двух десятков различных металлов — свинца, цинка, меди, кадмия, ртути, золота, серебра, теллура, таллия... Дробилки и мельницы истирают руду в порошок, но металлы еще следует разложить «по сортам». На обогатительной фабрике порошок перемешивают с водой и с реагентами. Одни из них осаждают породу на дно флотационных машин, другие поднимают пылинки металлов на поверхность. После сушки получаются концентраты — свинцовые, цинковые, медные, коллективные. Но это опять-таки сложные смеси многих компонентов с преобладанием того или иного металла.

Рассказывая о технологии, нельзя не вспомнить конец пятидесятых годов, когда на обогатительной фабрике «гремела» комсомольско-молодежная смена мастера Зигмун

да Утеуша. Ребята в свободное время восстановили 25 заржавевших, списанных в утиль флотационных машин и установили их обратно в цех, удлинив, как говорится, фронт флотации. Стали получать дополнительный металл из «хвостов», отходов производства. Молодежь поддержал старейший рационализатор комбината Федор Ефимович Калина.

Радоваться бы руководству предприятия, а оно разгневалось. Ведь в производственных отчетах значилось, что потери металлов (в «хвостах» сведены к минимуму, а комсомолец Утеуш наглядно доказывал, что со сливами обогатительной фабрики в речку Филипповку уходят тонны свинца, меди, цинка, золота. Мало того, результаты исследований Утеуш опубликовал в городской и областной газетах, В каких только грехах не пытались обвинить Утеуша консервативно на-' строенные обогатители, однако за новатора рьяно вступились члены горкома комсомола — Михаил Шнайдер, Валентин Осипов и другие.

Давняя история с обогащением не только научила пристрастнее относиться к анализу производственных потерь — она учила мужеству, умению отстаивать собственную точку зрения.

За последние два десятилетия потери металла на Лениногорском комбинате сократились в десятки раз, и это несмотря на заметное обеднение исходного сырья. Если,

ВЕХИ НТР