Техника - молодёжи 1981-12, страница 23

Техника - молодёжи 1981-12, страница 23

ПОЛЯМ НЕЧЕРНОЗЕМЬЯ

НИКОЛАЙ ТКАЧЕНКО

бетонный «патрон» которой поднялся на 120-метровую высоту. Вокруг чахленькая пустошь, изрытая котлованами, — под «химию» отводятся бросовые куски земли.

Продрогшие и озябшие, входим к эксплуатационникам. Почти все они здесь. Сгрудились над столами. Стеллажи, полки, столы забиты чертежами, технической документацией. Тесно, тепло, тихо... В отдельной комнатке громоздится макет установки, исполненной в '/зз от натуральной величины.

Самое удобное — давать объяснения по макету. Кто бы мог это сделать? Из-за столов раздаются голоса: «Ты... Нет, давай-ка ты!.. Нет, пусть Демидов... Да, Иваныч, лучше тебе!» К нам 'подходит лет двадцати шести светловолосый Иваныч, солидно представляется: «Начальник отделения — Демидов Владимир Иванович». Очень приятно, отвечаем мы, пожимая ему руки.

— Нитроаммофоска, — с ходу начинает Владимир Иванович, — это сложное трехкомпонентное удобрение. Представьте, в одной грануле соединены все три компонента — азот, фосфор и калий! Что может быть лучше для растения!

...Постепенно контакт завязывается, и вот уже не Владимир Иванович, а просто Володя продолжает свой рассказ. Установка для нас точно оживает.

Сырьем для нитроаммофоски является наш кольский апатит с самым высоким в мире содержанием фосфора. Из измельченного сырья способом вымораживания (при температуре —15—20° С) осаждают кальций, балластное вещество, засоряющее поля. Затем минерал расщепляют азотной кислотой, так из него выделяют фосфор. Прежде для этого использовали дефицитную серную кислоту. Теперь потребляют более дешевую, азотную, которая производится тут же, в соседних цехах. Дальнейшие технологические процессы — кристаллизация, фильтрация, аммонизация, выпаривание и т. д. — происходят в автоматическом режиме. Когда в аппаратах образуется густая раскаленная пульпа, «плав» обогащается калием и поступает на гра-нулятор в нижний этаж грануляционной башни. Здесь он продавливается через отверстия разных диаметров. Горячим дождем низвергается с 56-метровой высоты навстречу потоку охлажденного воз-

Фото Н. ТКАЧЕНКО

духа. Капля кристаллизуется и падает на поворотное днище. Затем гранулы опудриваются диатомитом, песочной пылью. К ним добавляется органическое вещество НФ. В результате на поверхности образуется склеивающая пленка, которая, опеленав гранулы, предохраняет их от воздействия атмосферной влаги. Продукт принято обозначать тремя латинскими буквами — NPK — азот, фосфор, калий.

Начальник цеха Иван Николаевич Антонов года на три старше Володи Демидова. Несколько лет проработал он начальником смены в цехе по производству аммиака. На новой установке через год-пол-тора под его. началом будут заняты до 600 человек. Ну а сейчас немногочисленная пока служба эксплуатации курирует ход строительно-монтажных работ. От их качества . зависит долговечность, 'надежность, безаварийность работы.

—- Отличительная черта нового производства, — рассказывает Антонов, — это его безотходность. Если на установках старого типа в отвалах накапливались огромные терриконы гипса, то теперь отходы превратятся в ценный строительный материал — мел. При этом «побочно» будет извлекаться 850 т в сутки аммиачной селитры, ценного удобрения для полей.

Кроме того, сегодня уже существует проект извлечения из апатита сопутствующих редкоземельных элементов — стронция и лантаноидов.

Оставляем радушных эксплуатационников. Слитность этого молодежного коллектива видится без труда. Пытливость угадывается в молодых лицах, сосредоточенных над столами и лишь на какой-то миг обращенных к нам — на прощание.

ПАРНИ ИЗ ПОДНЕБЕСЬЯ

Не помнится, кем это было сказано о бригаде монтажников, но прозвучало, признаться, жестковато. «Назаров мужик с норовом. Он и с рабочего потребует, и слабого прораба может смять!»

120-метровая грануляционная башня — главное сооружение новой установки.

Грануляционная башня в разрезе.

ЭЛЕКТГОДОИГЛТСАО

NPK МЛ ПЛАССМ

Ни Юрия Ивановича Назарова, ни его бригады не было сейчас здесь, в прорабской «теплушке», где мирно попискивала рация на столе, да пощелкивали элементы электронагревателя. Монтажники находились на отметке «120», на самом верху 120-метровой грануляционной башни. Четыре установленные там лебедки вели подъем блока перекрытий. Блок перекрытия — это этаж. В башне шесть этажей, значит, и шесть перекрытий. Медленно, микроскопически медленно двигалась 300-тонная «тарелка» перекрытия внутри ствола башни. Изредка какая-нибудь консоль задевала за выступ бетонной стены. Монтажники подъем прекращали... Газорезчики быстренько устраняли помеху и, состыковавшись по рации, сцнхронно включали тягу. Если произойдет перекос, перетянет одна цз лебедок, ситуация окажется на грани аварийной. Да мало ли какие «накладки» могут произойти: отключат электроэнергию, тормоза ие сработают... Теперь, вспоминая фразу о бригадире, понимаешь Простительную ее грубоватость — мягкий человек зДесь «не потянет».

Окончание см. на стр. 43

ГРАНУЛЯЦИОННАЯ БАШНЯ

Ач >